Закон настолько меняет порядок налогообложения и таможенно-тарифного регулирования новых морских месторождений, что можно говорить о введении фактически нового налогового режима. В частности, сделана попытка повысить рентабельность шельфовых проектов путем переноса налогового бремени на стадию активной эксплуатации месторождений (применение НДПИ по адвалорной ставке и отказ от экспортной пошлины), снижения налогов, взимаемых на инвестиционной стадии (налог на имущество и транспортный налог) и либерализации политики учета расходов (налог на прибыль).
На некоторых из этих изменений стоит остановиться подробнее. Прежде всего от уплаты вывозной таможенной пошлины освобождаются нефть сырая, природный газ, газовый конденсат, а также широкая фракция легких углеводородов, полученных при разработке нового морского месторождения углеводородного сырья. Это положение является наиболее важным изменением, значительно улучшающим экономику шельфовых проектов.
В отношении новых морских месторождений закон N 268-ФЗ ввел на 5-15 лет (в зависимости от классификации месторождений) адвалорные ставки НДПИ. Их размер варьирует от 5% (по проектам арктического уровня сложности, например, северная часть Баренцева моря, восточная Арктика) до 30% от стоимости добытого полезного ископаемого за исключением природного горючего газа (по проектам базовой сложности - Азовское и Балтийское моря). В отношении природного горючего газа ставки составляют 1-30%. Стоимость добытого полезного ископаемого определяется исходя из выручки от реализации без НДС и акциза, уменьшенной на сумму расходов по доставке в зависимости от условий поставки (по сути, выручка на выходе из скважины). Фактически взимание НДПИ по адвалорным ставкам представляет собой возврат к системе роялти.
Важные изменения коснулись и порядка налогообложения прибыли. Так, владельцы лицензий и операторы новых морских месторождений получили право применять специальный повышающий коэффициент (но не выше 3) к основной норме амортизации в отношении основных средств, используемых при осуществлении деятельности, связанной с добычей углеводородного сырья, а также формировать резерв предстоящих расходов, связанных с завершением деятельности по добыче углеводородного сырья. Кроме того, они получили возможность переносить убытки на будущее без ограничения срока такого переноса. Напомним, что в общем случае организации вправе осуществлять перенос убытка на будущее в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором получен этот убыток.
Помимо перечисленных льгот, закон N 268-ФЗ освобождает от налога на имущество организаций объекты, расположенные на континентальном шельфе, освобождает от налогообложения транспортным налогом стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда. Документ также предусматривает возможность применения 13-процентной ставки НДФЛ в отношении физических лиц, чьи трудовые обязанности связаны с выполнением работ (оказанием услуг) на морских месторождениях углеводородного сырья.
Долгое время налог на добавленную стоимость (НДС) ставил компании, разрабатывающие месторождения на континентальном шельфе, в более невыгодные условия по сравнению с компаниями, добывающими на суше. В 2011 году эта "несправедливость" отчасти была устранена за счет признания местом реализации некоторых видов работ (услуг), связанных с разведкой и добычей углеводородного сырья, осуществляемых на шельфе, территорией России. Закон N 268-ФЗ распространил этот принцип и на углеводородное сырье, добытое на морском месторождении, а также продукты его технологического передела. Норма предоставляет операторам возможность применять экспортную ставку НДС (0%) и соответственно право на налоговый вычет "входящего" НДС.
Есть и другие важные изменения в части НДС. Так, на работы (услуги) по перевозке и транспортировке добытых на континентальном шельфе углеводородов за рубеж распространяются теперь нормы о международной перевозке, к которой применяется ставка НДС 0%. Это позволит оптимизировать налоговые обязательства компаний.
Закон также уточнил статус иностранных организаций - операторов шельфовых месторождений. С января 2014 года деятельность иностранных организаций - операторов новых морских месторождений, связанная с добычей углеводородного сырья, признается деятельностью, ведущейся в России. При этом иностранным операторам, добывающим углеводороды (оказывающим сопутствующие услуги) на одном новом морском месторождении через несколько отделений на территории РФ, предоставлено право определять налоговую базу в отношении такого месторождения по группе отделений в целом при условии применения всеми отделениями единой учетной политики в целях налогообложения.
В целом Россия серьезно изменила подход к налогообложению шельфовых проектов, который больше соответствует мировой практике. Внесенные изменения должны обеспечить более адекватное распределение доходов от добычи нефти между инвесторами и государством и как результат стимулировать добычу на шельфе, развитие новых технологий, улучшение инфраструктуры и повышение занятости населения в северных регионах нашей страны.
Однако изменения, несмотря на их значимость, все же являются неполными. Хочется надеяться, что модернизация системы налогообложения углеводородного сырья продолжится и в будущем, в том числе за счет введения налога на дополнительный доход. Это, с одной стороны, позволит государству более эффективно и гибко изымать дополнительную ренту в свою пользу, а с другой - стимулировать инвестиции в низкорентабельные проекты, в том числе и шельфовые.