Как пояснил начальник управления Анатолий Старостенко, к такому шагу подтолкнул, во-первых, новый закон о контрактной системе в сфере госзакупок (44-ФЗ), в тонкостях которого пока не до конца разобрались даже специалисты, не говоря уж о чиновниках администраций поселений, где госзакупками просто некому профессионально заниматься. Во-вторых, анализ прошлогоднего освоения дорожных субсидий показал: 38 из 800 миллионов рублей господдержки, выделенных муниципалитетам на ремонт дорог и дворов, оказались невостребованными. Такого провала, признался чиновник, он не помнит за все годы руководства ведомством.
В Кургане неиспользованными остались более 24 миллионов рублей, предназначенных на ремонт дворовых территорий, в Щучанском районе - 573 тысячи, в Катайском - 39 тысяч. В Куртамышском районе не смогли найти применение 1,9 миллиона рублей, предусмотренных на ремонт и содержание дорог местного значения, в Юргамышском на те же цели не сумели потратить около 1,1 миллиона, в Мокроусовском - 965 тысяч, в Белозерском - 230 тысяч, в Половинском - 99 тысяч рублей.
Если бы эти деньги и вправду были лишними, то и вопросов бы не возникло. Однако дороги в Курганской области давно стали притчей во языцех: их не ругает только ленивый. Поэтому эксперты все же склоняются к выводу, что на местах просто ослаблен контроль за расходованием средств, а в некоторых поселениях, особенно там, где речь идет о небольших суммах, он и вовсе отсутствует. Кроме того, муниципальные чиновники в очередной раз продемонстрировали нерасторопность, а порой еще и безграмотность при оформлении документации. Курган, к примеру, затянул с подписанием соглашений на ремонт дворов, из-за чего подрядчики поздно приступили к работам. В ряде муниципалитетов из-за неправильного оформления документов было задержано финансирование. В некоторых несвоевременно приняли решения о перераспределении средств, сэкономленных при проведении торгов, в результате дорожные работы пришлось отложить на осень.
Кроме того, по оценке Анатолия Старостенко, на результат 2013 года повлияло то обстоятельство, что впервые в дорожную отрасль Курганской области пришли выигравшие торги предприятия из соседних Челябинской и Тюменской областей. Эксперты полагают: эти компании с самого начала не собирались выполнять работу сами - сразу начали искать подрядчиков. Такое сотрудничество не пошло на пользу муниципалитетам, считает глава ведомства. Так, в Петуховском районе возникли серьезные претензии к качеству работ. Заказчик подозревает, что вместо щебня подрядчики закатали в дорожное полотно отходы производства, железнодорожный балласт, и не подписал акт выполненных работ. Цена контракта - более четырех миллионов рублей. Дело дошло до судебных разбирательств. Областные чиновники на стороне главы муниципального района.
Впрочем, как показывает практика, дело не в том, где прописан подрядчик. В Щучьем, например, ремонтом дороги и придомовой территории занималась местная подрядная организация, однако качеством и здесь недовольны. Технадзор пока принял только ту часть работ, которая, по оценке специалистов, соответствует условиям муниципального контракта. Выяснением дальнейших отношений сторон также займется суд.
Эдуард Юсупов, первый заместитель главы города Щучье:
- Не вижу смысла передавать на аутсорсинг функции заказчика по обеспечению дорожных работ местного значения. Мы свои обязательства выполняем в полном объеме. Многие муниципалитеты работают по сметам, а мы на каждый объект заказываем проект, привлекаем сторонние организации для принятия выполненных работ. Конечно, никто не застрахован от недобросовестных подрядчиков, в случае выявления нарушений надо действовать в соответствии с законом. К слову, три специалиста у нас уже прошли курс обучения по новому закону о контрактной системе в сфере госзакупок, получили удостоверения, так что справимся.