30.01.2014 00:25
Общество

В школах будут развивать специальные миротворческие службы

В школах планируется развивать специальные миротворческие службы
Текст:  Владислав Куликов
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №20 (6292)
В школах активно создаются особые миротворческие команды, помогающие уживаться вместе отличникам и хулиганам. В них записывают не только взрослых специалистов, но и самих школьников. Пусть дети с малых лет привыкают к тому, что практически все проблемы можно решить спокойным голосом.
Читать на сайте RG.RU

Недавно Минобрнауки России направило в школы рекомендации по развитию служб школьной медиации, которые как раз и помогают людям ладить друг с другом, независимо от возраста. Медиатор, если говорить простым языком, - это специалист по примирительным процедурам. Тот самый третий, который в ссоре оказывается не лишним. В школе для таких людей работы - непочатый край. Школьные годы, конечно, всегда прекрасны, когда становятся памятью. Но прежде их надо пережить.

Корреспонденты "РГ" выяснили, чем кормят школьников за рубежом

Трудно там приходится практически всем, правда, по разным причинам. Для ботаников школа часто становится адом из-за хулиганов: школьная дедовщина подчас страшнее армейской. Хулиганам же в школе тяжело из-за учебы. Без привычки трудно напрягать голову. Это раздражает, поневоле потом хочется покурить и потрясти мелочь из малышни в туалете - в качестве какой-то разрядки. Еще конфликтуют родители с учителями и между собой. Да и учителя тоже порой находят повод для доброй ссоры. В итоге скучать в школе не приходится. Как результат, из нее выходят люди, готовые застрелить ближнего, скажем, из-за места на парковке. Других способов решить конфликтную ситуацию они не знают, этому в школе раньше не учили.

"Служба школьной медиации - это служба, созданная в образовательной организации и состоящая из работников образовательной организации, учащихся и их родителей, прошедших необходимую подготовку и обучение основам метода школьной медиации и медиативного подхода", говорится в документе Минобрнауки. В рамках этих служб должны формироваться так называемые группы равных - группы детей, обученных процедуре медиации и медиативному подходу, и выполняющие роль миротворцев в конфликтах между сверстниками, а также младшими и старшими школьниками.

Многие считают, что если хулиган регулярно цепляется к ботанику или какому-нибудь младшекласснику, тому ничего поделать нельзя, пока кулаки не наросли. Или, что бывает скорее, хулиган сам не покинет школу. Однако проблема еще и в том, что школьные жертвы часто не знают, как правильно выбрать модель поведения в данной ситуации. В конце концов хулиганы цепляются не к каждому отличнику и не каждому младшекласснику. Найти причины и подсказать правильное поведение способна медиация. А подсказать, что делать, а то и помирить с недругом, поможет свой брат-школяр из параллельного класса. И это тоже важно. Все-таки взрослые - это взрослые, они порой воспринимаются детьми как представители чуждого мира, насаждающие свои далекие от реальной жизни правила.

Формирование "групп равных" предусматривается из школьников по двум возрастным группам: 5-8-е классы и 9-11-е классы. Но взрослые, естественно, тоже не будут оставаться в стороне. В службу войдут специалисты, в том числе родители, прошедшие обучение. Кстати, для родителей, проявивших интерес к работе службы школьной медиации, планируется проводить семинары-тренинги. Чтобы найти общий язык с ребенком, наверное, третий не обязателен, однако знать некоторые секреты правильного поведения папе с мамой будет нелишним. Методики для школьной медиации, как и в целом для примирительных процедур, разрабатывает недавно созданный Федеральный институт медиации. Возглавила его президент центра медиации и права Цисана Шамликашвили. По словам руководителей института, медиация - это новая отрасль для нашей страны, поэтому сейчас возникает много вопросов, проявляется немало белых пятен и уязвимых мест. "Поэтому работа по развитию медиации должна проводиться системно", - говорят представители института.

Минобрнауки планирует использовать службы медиации и медиативный подход в рамках работы с детьми и семьями, находящимися в социально опасном положении, также для профилактики наркомании, алкоголизма, табакокурения, правонарушений несовершеннолетних.

Компетентно

Цисана Шамликашвили, президент Центра медиации и права

Современное общество остро нуждается в способности граждан конструктивно взаимодействовать. Метод школьной медиации способствует решению этих задач в работе с детьми, закладывая основу воспитания будущих поколений, опирающихся на гуманистические ценности, ставящих человеческую жизнь, благополучие и гармоничное развитие личности, позитивное общественное взаимодействие на первое место.

Федеральный институт медиации был создан специально для того, чтобы дать основы для развития медиации в целом по стране. ФИМ станет основным научно-методическим, прикладным, аналитическим центром, который будет стоять во главе сети служб медиации. Школьная медиация - одно из перспективных направлений, но далеко не единственное. В Федеральном институте медиации со временем, возможно, будут магистратура и аспирантура, но прежде всего это научно-исследовательский институт, занимающийся научными исследованиями, тесно связанными с прикладной деятельностью. Кстати, в мире фундаментальных исследований в области медиации не ведется. Да, есть исследования в области переговоров, разрешения конфликтов. Но медиация - это уникальная деятельность. Поэтому важно и нужно ее изучать.

У института медиации огромный потенциал как в отношении правовых споров, так и в области социального взаимодействия. Все эти направления важны для общества. Важно сформировать вокруг каждого человека безопасное пространство, это возможно с помощью метода медиации.

Образование Минобрнауки