1.31 января 2001 года один самолет Japan Airlines выполнял местный рейс из Токио в Наху. Другой - летел из южнокорейского города Пусан в японский Нарита. 26-летний диспетчер-стажер, увидев, что их траектории полета пересекаются, попытался развести лайнеры. Но безуспешно: занятый десятком других рейсов, он сначала по ошибке обратился не к тому судну, а когда все-таки вышел на нужный борт, то тот просто не услышал команду уйти в сторону.
Не помогла и автоматическая система предупреждения столкновения самолетов в воздухе, которой были оснащены воздушные суда: она стала давать команды машинам разойтись на разную высоту. Однако пилоты, сбитые с толку командами диспетчерского центра, по ошибке вновь вышли на одну высоту. До столкновения оставались считанные секунды. Но один из пилотов вдруг заметил, как наперерез ему несется другой самолет. Он резко направил свою машину вниз и проскочил под несущимся перед ним рейсом. От катастрофы их разделяло всего 11 метров.
Но, несмотря на то, что воздушные суда все-таки не столкнулись, в этом происшествии не обошлось без жертв. Когда пилот совершал маневр, бортпроводников и пассажиров, которые не были пристегнуты ремнями безопасности, резко подбросило вверх и они ударились головами. В общей сложности от ударов пострадало около сотни человек.
2. 12 января 2007 года страшная катастрофа чуть не произошла в аэропорту Тель-Авива.
В условиях плохой видимости испанский самолет стал снижаться на полосу, откуда начал взлетать российский рейс. Израильский диспетчер успел заметить, что их траектории пересекаются. Он понял: трагедия неизбежна. И, чтобы предотвратить столкновение, попытался связаться с испанским судном. Однако в этот момент у борта из-за плохих погодных условий возникли проблемы со связью, и пилот попросту не слышал команд с земли. До катастрофы оставались секунды. Тогда диспетчер обратился к российскому экипажу и дал указание срочно уходить в сторону. Тот резко вывернул самолет влево и смог уйти от столкновения, находясь всего в нескольких метрах от несущейся машины. Сотрудники диспетчерской службы позже признались, что были уверены в неизбежности катастрофы и с ужасом следили за радаром.
3. 14 апреля 2008 года в московском аэропорту Шереметьево едва не врезались два "Боинга", которые заходили на посадку.
Диспетчер дал указание российскому лайнеру, направлявшемуся из Ростова-на-Дону, подняться на 2100 метров, но не выше - так как в этот момент над ним находилось американское воздушное судно, выполнявшее рейс в Москву из Атланты. Однако российский самолет начал стремительно набирать высоту, перешагнув указанную отметку. Он вот-вот грозил пробить "брюхо" американскому лайнеру, если бы диспетчер не заметил опасное сближение. Он буквально за секунды просчитал, что отечественный рейс уже не сможет уйти от столкновения, и дал команду иностранному "Боингу" уйти вниз. К счастью, они разминулись, хотя находились на расстоянии всего 11 километров друг от друга.
4. 14 мая 2008 года в небе над Подмосковьем самолет Ту-154, направлявшийся из Москвы в Самару, чудом чуть не столкнулся с "Боингом", летевшим во Владивосток.
Пилот Ту-154 при вылете забыл убрать шасси, из-за чего судно начало терять скорость, уже находясь в небе. Еще пара секунд, и он бы ушел в смертельный штопор и врезался в "Боинг", который в тот момент летел всего на 4 километра ниже в том же направлении. Однако диспетчер авиацентра смог вовремя заметить опасность и скомандовать "Боингу" уйти вниз, чтобы избежать столкновения со снижающейся машиной.
Как потом определили эксперты, у диспетчера была всего секунда, чтобы предотвратить катастрофу. И к счастью, он смог быстро среагировать на ситуацию. В противном случае погибло бы около 300 человек.
5. 31 июля 2012 года в Вашингтоне по вине диспетчера чуть не столкнулись три воздушных судна с 200 пассажирами на борту.
Несколько самолетов направлялись в национальный аэропорт Рейгана в столице США. Однако из-за сильного ветра, сотрудники диспетчерской службы из близлежащего города решили изменить их траекторию полета. Они предупредили об этом коллег из Вашингтона, но те не передали информацию всем операторам. В результате один из самолетов сменил направление и полетел "в лоб" двум другим лайнерам, которые только что взлетели из аэропорта Рейгана. Но буквально за 12 секунд до катастрофы одна из диспетчеров аэропорта заметила опасное сближение и скомандовала пилоту, который шел на снижение, резко разворачиваться. Ситуация осложнялась тем, что у самолета не было достаточно топлива для захода на второй круг. Но он все же сумел уйти от встречных рейсов и благополучно приземлиться.
6. 23 июня 2013 года в небе над Шотландией едва не врезались друг в друга два "Боинга", перевозившие около тысячи человек.
Диспетчер заметил, что они очень быстро сближаются, находясь на одной высоте, и дал команду одному судну уйти вправо, а другому - влево. Однако пилоты перепутали направления и повернули в противоположные стороны, из-за чего оказались еще ближе друг к другу - расстояние между ними сократилось с 10 до 3 километров. Опасности удалось избежать, благодаря тому что командиры судов успели заметить друг друга. Один из них резко набрал высоту, а другой, напротив, ушел вниз. Однако остается загадкой, как четыре пилота - по двое на каждом борту - не смогли правильно понять указание диспетчера.