- А это значит, "Сталкера" необходимо актуализировать, - говорит Касимов. - Думаю, что Тарковский со мной бы не поспорил. Тем более, что Андрей Арсеньевич трижды переснимал киноленту - до тех пор пока картина не стала актуальной для него самого.
Задача Касимова - перемонтировать фильм таким образом, чтобы его общая продолжительность составила не более 30 минут - это в семь раз меньше оригинальной версии. Насыщенность событиями придаст фильму динамики. Музыка Эдуарда Артемьева в версию Касимова не войдет, ее заменят на рейв и техно. Дополнительных подсъемок художник проводить не будет - в картине будут лишь оригинальные кадры, скомпонованные в клиповой технике: всего 12-14 клипов по 2-2,5 минуты.
Несмотря на то, что в фильме Энвиля Касимова будут лишь сцены, отснятые Андреем Тарковским, общий смысл киноленты изменится.
- Если у классика советской режиссуры "Сталкер" - это картина о мечте, то у меня - о ее отсутствии. Мечтать - глупо, надо жить, - считает Касимов. - Мечты - давняя проблема русской интеллигенции, тратящей жизнь на иллюзии.
Работа над картиной будет закончена уже через месяц. Ленту представят на одном из международных биеннале.
Валерий Савчук, куратор современного искусства, доктор философских наук, профессор:
- Обращение к Тарковскому - знак жизненности его искусства, от цитирования которого выигрывают все: и оригинал, поскольку он всегда лучше, и стилизация, поскольку открывает в старом новое звучание. Классические произведения искусства с их мучительно несовпадающим с нами ритмом остаются изыскано-элитарными всегда. И не важно что это: театр "Кабуки", "Кольцо Нибелунгов" или длинные планы Тарковского. Это замедление времени целительно. Оно возвращает к ритму кровотока культуры. Открывает новые формы чувственности.
Справка "РГ"
Энвиль Касимов - перформансист, художник-живописец, окончил Московский государственный художественный институт имени Сурикова в 1990 году. Входил в состав арт-групп "Лодка" и "Танатос". Живет и работает в Ижевске.