По данным Росавтодора, общее количество объектов дорожного сервиса (ОДС) на федеральной сети составляет около 13 тыс., из них примерно 3,5 тыс. не соответствуют нормативным актам и техническим требованиям. При этом объекты расположены бессистемно (то густо, то пусто), разнородны по количеству и качеству услуг, а самое главное - примыкающие к ним полосы разгона и торможения обустроены как бог на душу положит, а это уже чревато возникновением аварийных ситуаций.
И в советское время, и в эпоху новой России вышло немало различных постановлений, регламентирующих периодичность размещения и уровень сервиса на объектах ОДС. Тем не менее в Росавтодоре посчитали существующую нормативную базу недостаточной и постарались объединить в новом документе наиболее удачные решения. Однако экспертов интересовало прежде всего не как часто на дороге должны располагаться АЗС и шиномонтаж, а обязано ли государство вообще принимать участие в развитии ОДС, и если да, то в каком объеме?
По мнению председателя комитета ТПП РФ по логистике Олега Дунаева, "инфраструктура - это компетенция государства". Оно же должно разработать типовые стандарты для ОДС. Руководитель же дирекции экономики транспорта Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Азимов уверен, что государство должно вмешиваться в создание инфраструктуры только там, где бизнес в одиночку не справляется. Директор НП "Эверест" Павел Осеев рассказал, что бизнес готов инвестировать средства в создание ОДС, но возникает проблема с получением земли: как правило, большинство участков уже находятся в долгосрочной аренде, но при этом простаивают без дела. И здесь действительно необходима помощь государства. Как и в субсидировании прокладки коммуникаций к местам будущих ОДС, поскольку это весьма затратное дело, а земли под объекты выделяются, как правило, в чистом поле. По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, возведение ОДС по типовому проекту без помощи государства обойдется примерно в 20 млн долл., а окупятся эти средства только лет за 10. Поэтому компаниям, действующим в сфере питания, выгоднее открыть точку на вокзале или в аэропорту, где "отбить" деньги получится за два года.
Разумеется, никто не сможет заставить бизнес работать там, где ему это невыгодно. А вот как эти выгодные условия создать - это уже забота федеральных и региональных чиновников.