04.02.2014 00:43
Рубрика: Товары и цены

Обочина прокормит

Бизнес приглашают развивать придорожную инфраструктуру
На площадке Аналитического центра при правительстве РФ состоялось обсуждение Концепции развития дорожного сервиса, разработанной Росавтодором. Касается документ только федеральных трасс общего пользования, то есть 50 с небольшим тысяч километров из существующих сегодня 1,1 млн км автодорог. Что вызвало недоумение собравшихся: ведь наиболее критична ситуация с организацией сервиса как раз на региональных и муниципальных "автобанах".

По данным Росавтодора, общее количество объектов дорожного сервиса (ОДС) на федеральной сети составляет около 13 тыс., из них примерно 3,5 тыс. не соответствуют нормативным актам и техническим требованиям. При этом объекты расположены бессистемно (то густо, то пусто), разнородны по количеству и качеству услуг, а самое главное - примыкающие к ним полосы разгона и торможения обустроены как бог на душу положит, а это уже чревато возникновением аварийных ситуаций.

И в советское время, и в эпоху новой России вышло немало различных постановлений, регламентирующих периодичность размещения и уровень сервиса на объектах ОДС. Тем не менее в Росавтодоре посчитали существующую нормативную базу недостаточной и постарались объединить в новом документе наиболее удачные решения. Однако экспертов интересовало прежде всего не как часто на дороге должны располагаться АЗС и шиномонтаж, а обязано ли государство вообще принимать участие в развитии ОДС, и если да, то в каком объеме?

По мнению председателя комитета ТПП РФ по логистике Олега Дунаева, "инфраструктура - это компетенция государства". Оно же должно разработать типовые стандарты для ОДС. Руководитель же дирекции экономики транспорта Аналитического центра при правительстве РФ Леонид Азимов уверен, что государство должно вмешиваться в создание инфраструктуры только там, где бизнес в одиночку не справляется. Директор НП "Эверест" Павел Осеев рассказал, что бизнес готов инвестировать средства в создание ОДС, но возникает проблема с получением земли: как правило, большинство участков уже находятся в долгосрочной аренде, но при этом простаивают без дела. И здесь действительно необходима помощь государства. Как и в субсидировании прокладки коммуникаций к местам будущих ОДС, поскольку это весьма затратное дело, а земли под объекты выделяются, как правило, в чистом поле. По словам исполнительного директора Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, возведение ОДС по типовому проекту без помощи государства обойдется примерно в 20 млн долл., а окупятся эти средства только лет за 10. Поэтому компаниям, действующим в сфере питания, выгоднее открыть точку на вокзале или в аэропорту, где "отбить" деньги получится за два года.

Разумеется, никто не сможет заставить бизнес работать там, где ему это невыгодно. А вот как эти выгодные условия создать - это уже забота федеральных и региональных чиновников.