Де-факто такие подразделения в нашей армии существуют уже более двух лет. Теперь их особые полномочия закреплены де-юре. В документе записано, что военная полиция - это орган, который предназначен для защиты жизни, прав и свобод военнослужащих и гражданского персонала, граждан, призванных на военные сборы, а также для соблюдения законности и правопорядка, обеспечения безопасности дорожного движения.
Некоторые СМИ поспешили назвать новый нормативно-правовой акт законом "О военной полиции". На самом деле у него другое название - "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам деятельности военной полиции Вооруженных сил Российской Федерации". Дело в том, что с юридической точки зрения "целевой" закон был бы уместен, если бы речь шла о федеральном органе исполнительной власти. Армейская полиция таковым не является, поэтому на свет появился документ, корректирующий десяток действующих законов и два кодекса.
Этого вполне достаточно для наделения военно-правоохранительных подразделений широкими полномочиями - от противодействия преступности до обеспечения законности и правопорядка в воинских частях. Армейские полицейские, в частности, имеют право задерживать, досматривать военнослужащих и в случае необходимости применять к ним физическую силу. Кроме того, закон разрешил военным правоохранителям в строго оговоренных ситуациях и четко определенном порядке использовать специальные средства и огнестрельное оружие. В данном вопросе армейских полицейских фактически приравняли к их коллегам из МВД.
Другой их важнейшей функции станет борьба с дедовщиной и воровством имущества Вооруженных сил. Кроме того, по приказу министра обороны военные полицейские могут проводить в гарнизонах внезапные проверки - в любое время суток заходить в воинские части и делать все необходимое для обеспечения там законности и правопорядка.
Основной функционал военно-правоохранительных органов заложен в статью 25 "прим" Закона "Об обороне". Она называется "Военная полиция Вооруженных сил РФ" и объясняет, зачем армии нужны такие структуры. Кроме того, их полномочия детально распишут в Уставе службы военной полиции. Его проект уже подготовили в минобороны, а утверждать этот документ будет президент страны. Что же касается непосредственного руководства полицейскими органами, эта задача легла на министра обороны. Он же определил ее организационную структуру и численность. Сейчас это 6,5 тысячи человек, которые служат в профильном главке, региональных управлениях (они есть в каждом военном округе), 140 армейских и флотских комендатурах, на 39 гауптвахтах, в 2 дисциплинарных батальонах, а также в подразделениях военной автоинспекции.
- Наши сотрудники должны избавить солдат и командиров от многих несвойственных им функций. Новый закон позволяет это сделать, - сказали корреспонденту "РГ" в Главном управлении военной полиции минобороны.
О чем идет речь? К примеру, провинившихся военнослужащих на гарнизонных гауптвахтах всегда охраняли обычные солдаты. То же самое касалось "сторожей" тех, кто отбывает наказание в дисциплинарных батальонах. Новый закон меняет подобную практику. Для службы на гауптвахтах и в дисбатах теперь будут набирать не призывников, а профессиональных военных полицейских. Их же при необходимости задействуют на охрану потерпевших, свидетелей, других участников уголовного судопроизводства.
Еще одна область служебной деятельности, где военные полицейские заменят войсковых командиров, - проведение дознания по какому-то солдатскому или офицерскому преступлению. Как правило, по приказу командира части этим занимались взводные или ротные. После принятия закона роль дознавателя возьмет на себя военный полицейский, а серьезное расследование преступления и надзор за этим процессом по-прежнему лягут на армейских профессионалов из СКР и Генпрокуратуры.
Готовить будущих армейских правоохранителей станут на факультете военной полиции при Московском военном университете. В перспективе в России может быть учрежден Институт военной полиции. Пока же в ее штат, как правило, набирают офицеров запаса с высшим юридическим образованием.
Напомним, что о введении в Российской армии ведомственных правоохранительных органов говорили давно. Необходимость таких структур в Вооруженных силах не отрицали ни генералы, ни законотворцы, ни правозащитники. Но все дискуссии о военной полиции, как правило, упирались в главный вопрос: кому она должна подчиняться?
В такой роли видели и Генпрокуратуру, и специальный уполномоченный орган правительства, и даже президента страны. Однако в минобороны категорически настаивали: поскольку военная полиция будет в составе армии, бразды ее управления нужно вручить главе профильного ведомства. При этом генералы непременно ссылались на зарубежный опыт.
На самом деле во многих армиях мира, в частности американской, военная полиция действительно замыкается на армейское командование. Это не мешает полицейским суровой рукой наводить порядок не только в пивных и барах, но и в солдатских общежитиях. Гражданские власти, как правило, за КПП воинской части и носа не суют. От драк и поножовщины американская армия, конечно, не застрахована. Но безобразий там (во всяком случае, судя по информационным сообщениям и докладам командования) все же поменьше, чем у нас.
Автоматически перенести опыт янки в российскую казарму не получится, да этого и не требуется делать. У нас своя специфика, свои болячки. Другой вопрос: смогут ли военные победить их самостоятельно и в одиночку? Вряд ли. Поэтому заранее ясно, что гражданский контроль за Вооруженными силами обязательно нужен, и его не отменит ни одна военная полиция.