Формально все произошло из-за должности ответственного секретаря политсовета. Коллеги по партии "попросили" Владимира Рыжкова оставить этот пост. Однако на деле это стало последней каплей - кризис в РПР-ПАРНАС зрел последние несколько месяцев. В публичную сферу скандал вырвался накануне Нового года, когда представители "республиканского крыла" публично признали, что не смогли "определить единые приоритеты в работе" с Немцовым и Касьяновыми и их сторонниками. Последние высказывались за сотрудничество с несистемной оппозицией, в том числе с Алексеем Навальным. Рыжковское же "крыло", как объяснял "РГ" сам политик, выступало за менее радикальный настрой - против протестной позиции. Куда актуальнее, считали "рыжковцы", сосредоточить внимание на региональных выборах, на решении конкретных проблем, отказавшись от жестких лозунгов против власти и открестившись от наиболее одиозных участников протеста.
Переговоры по урегулированию конфликта продолжались больше месяца. Масла в огонь подлила информация о том, что группа партийцев (в которой Рыжков, впрочем, не состоял) готовит процесс отделения. Минюст был уведомлен о регистрации оргкомитета по воссозданию партии "Республиканцы России". Эти "сепаратистские" настроения в итоге и привели к "провокации" на субботнем заседании политсовета, авторами которой стали Касьянов и Немцов.
Владимир Рыжков признается, что хлопать дверью перед мероприятием не собирался. "Утром я совершенно спокойно шел на политсовет", - рассказывал он журналистам уже после случившегося. Однако в самом начале заседания политика ожидал сюрприз - его коллеги-сопредседатели включили в повестку заседания не согласованные с ним вопросы. "Немцов и Касьянов поставили вопрос о моем смещении с поста ответственного секретаря политсовета с правом подписи, - сообщил он. - А также о персональном деле тех республиканцев, которые написали открытое письмо в декабре прошлого года о проблемах партии". Вместо Рыжкова Немцов и Касьянов предлагали "своего человека" - Константина Мерзликина. В результате своего они добились - но с "побочным эффектом" в виде раскола партии.
Журналистам же свой поступок оба сопредседателя объяснили потенциальной опасностью Рыжкова на данном посту. "Когда происходит конфликт, - комментировал случившееся Борис Немцов, - ответсек становится обладателем ядерной кнопки по уничтожению партии". По его словам, снять палец с этой "кнопки" Рыжкову было предложено еще несколько дней назад - этот поступок поставил бы всех троих сопредседателей в равные условия. Тот отказался.
В числе "отколовшихся" - такие заметные в оппозиции фигуры как экс-зампреда Центробанка Сергей Алексашенко, лидер Союза комитетов солдатских матерей Валентина Мельникова. У последней, по собственному признанию, был и личный мотив для выхода из партии: "Не вижу перспектив для продвижения важной мне военной реформы".
Как теперь опасаются "осиротевшие" политики, уход республиканцев может привести к исчезновению РПР-ПАРНАС. "Апокалипсический сценарий есть: если из партии выйдет слишком много региональных отделений, ее можно будет ликвидировать",- признал Борис Немцов. Однако он все же надеется на "цивилизованный развод" с Рыжковым: "Мы все равно сохраним партию, не будем делать подарков Кремлю и пойдем на выборы". Оба сопредседателя готовы принять "отделенцев" обратно, если они передумают.
Сам же Рыжков обвиняет бывших коллег в "рейдерском захвате" "приютившей" их партии и не исключает восстановление Республиканской партии России в ее первоначальном виде.
Покинув РПР-ПАРНАС, Владимир Рыжков поступил правильно, считают многие эксперты, он получил шанс построить авторитетную партию. На либеральном фланге Рыжков - единственный активный политик, который в состоянии предложить что-то избирателям, считает, в частности, гендиректор Института приоритетных региональных проектов Николай Миронов. Немцов и Касьянов были для него "гирями на ногах", согласен политолог Константин Симонов.