08.02.2014 12:57
Культура

Четыре лучшие "гражданские " роли Штирлица

Текст:  Евгения Павлова
8 февраля 1928 года в Павловском Посаде родился будущий Щтирлиц всех времен и народов Вячеслав Тихонов. Выдающегося актера не стало 4 декабря 2009 года. За свою творческую жизнь он сыграл и озвучил в кино 70 ролей. Дебютировал еще студентом ВГИКа в картинке Сергея Герасимова "Молодая гвардия", где сыграл роль Володи Осьмухина. Премьера состоялась осенью 1948 года.
Читать на сайте RG.RU
Умер актер Вячеслав Тихонов

Мужественные, благородные черты лица, статная фигура, военная выправка - все это побуждало режиссеров предлагать Тихонову роли военных. Он играл курсантов, матросов, лейтенантов, мичманов, капитанов. Самую звездную роль Тихонову предложила Татьяна Лиознова, в 12-серийной картине которой "Семнадцать мгновений весны" он сыграл советского разведчика Исаева - Штирлица.

Сегодня при упоминании фамилии Тихонова даже школьник скажет: "А, Штирдиц!.." Настолько актер и персонаж стали идентичны. Но были у Вячеслава Тихонова и выдающиеся "гражданские" роли. "РГ" вспоминает о них.

1. "Дело было в Пенькове", 1958 год.

Первую популярность актеру принесли не героические роли, а простой деревенский парень Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого "Дело было в Пенькове", где молодой актер уже сумел проявить свой незаурядный талант, балансируя на грани комедии и трагедии. Его персонаж получился как положительным, так и отрицательным.

Облик актера Вячеслава Тихонова (для роли актеру пришлось даже выщипывать брови и перекрашивать волосы) определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Потому что играл актер проникновенно, не фальшивя, и зрители чувствовали, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии с обстоятельствами жизни. Роль Матвея Морозова принесла актеру не только зрительское признание, но и востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной, бесконечной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов всегда считал своей лучшей работой в кино.

2. "Война и мир", 1967 год.

Любимой книгой Вячеслава Васильевича была эпопея "Война и мир" Льва Толстого. Когда он узнал, что Сергей Бондарчук собирается снимать фильм по этому роману, не упустил возможности встретиться с режиссером и намекнуть, что именно он мог бы быть князем Андреем Болконским. Но получил отказ: у Бондарчука уже были на примете другие кандидатуры - Иннокентий Смоктуновский и Олег Стриженов. По воле случая оба актера оказались заняты на других картинах. Тогда в дело вмешалась тогдашний министр культуры Екатерина Фурцева. Она посоветовала Бондарчуку все же попробовать Тихонова. Бондарчук спорить не стал. Вячеслав Васильевич великолепно прошел пробы и был утвержден на роль. Целых четыре года шла работа над картиной. По окончании съемок критики не поскупились на "комплименты" Тихонову, да и сам Бондарчук, как говорят, нелестно высказывался о князе Болконском. И хотя в 1968 году "Война и мир" удостоилась "Оскара" как лучший иностранный фильм года Вячеслав Васильевич решил порвать с кинематографом.

3. "Доживем до понедельника",1968 год.

Из творческого кризиса Тихонова вывел опять же выдающийся режиссер Станислав Ростоцкий, буквально заставивший актера сыграть в 1968 году в своем фильме "Доживем до понедельника", где Вячеслав Тихонов исполнил роль учителя Ильи Мельникова. Три дня из жизни школы, где, как и в любом коллективе, есть порядочные и завистливые люди, любовные тайны, интриги и ожидание справедливости.

Съемки фильма проходили в московской средней школе № 234 (теперь № 1380), расположенной около станции метро "Медведково" (ул. Тихомирова, 10). Фильм был тепло принят публикой. Несколько ранее его показали делегатам Второго Всесоюзного съезда учителей, проходившего 2-4 июля 1968 года в Москве. После просмотра фильма зрители стоя аплодировали его создателям и актерам.

За роль учителя Мельникова Тихонову в 1970 году была присуждена Государственная премия СССР.

4. "Белый Бим, Черное ухо", 1977 год.

И еще в одном пронзительном фильме Станислава Ростоцкого посчастливилось сняться Тихонову.

В 1977 году режиссер пригласил его в картину "Белый Бим, Черное ухо". При работе над фильмом актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: "Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем, не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака - моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года "напрокат". Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем уже было нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки - он по всей студии искал меня и всегда находил". В фильме видно, что Бим относится ко Тихонову, как к хозяину. "Я точно знал, что вот сейчас заверну за угол - и он помчится за мной", - вспоминал актер. Нужно быть совсем черствым человеком, чтобы смотреть этот фильм о трагической судьбе хозяина и его приемного четвероногого друга без слез.

Наше кино