10.02.2014 00:03
Культура

Андрей Максимов: Все герои Володина - это обычные необыкновенные люди

Текст:  Андрей Максимов (писатель, член Академии Российского телевидения)
Российская газета - Федеральный выпуск: №29 (6301)
"Стыдно быть несчастливым..." - это его строка. Наверное, одна из самых известных. Мне кажется, он не других убеждал: себя. Он хотел быть счастливым, но мир располагал к другому. И, главное, внутри него всегда жило ощущение вины. Он подарил мне книжку, на которой кривым почерком гения написал: "Простите меня за то, что во мне не так..."
Читать на сайте RG.RU

Сегодня, 10 февраля, великому Александру Моисеевичу Володину исполняется 95 лет.

Надо ли молодым рассказывать, что значил для людей моего поколения и тех, кто постарше и чуть моложе, этот человек? Наверное, надо...

"Пять вечеров" - это его пьеса. Как и знаменитое "Назначение" в "Современнике". Помните Доронину с ее "любите ли вы театр?" - это "Старшая сестра" по его сценарию. И "Осенний марафон" - это он. И "Звонят, откройте дверь". И один из первых отечественных мюзиклов "Дульцинея Тобосская" с музыкой Геннадия Гладкова был поставлен Игорем Владимировым по пьесе Володина, кто видел - никогда не забудет, как блистала там Алиса Фрейндлих. И "Мать Иисуса" - тоже Володин. И "С любимыми не расставайтесь", и "Две стрелы"... В те времена, когда словосочетание "приличный человек" звучало едва ли не иронично, он всегда был абсолютно приличным и непостижимо скромным гением. Олег Ефремов рассказывал, что пьесу "Назначение" он едва ли не силой вырвал из рук Володина: Александр Моисеевич говорил, что пьеса неинтересная, скучная, никому не нужная...

Когда Никита Михалков спросил у Володина разрешения снимать его пьесу "Пять вечеров" - драматург начал его отговаривать: мол, это пьеса, в ней мало мест действия, кино получится скучное.

Кино, как известно, получилось великое.

Мне посчастливилось быть на премьере картины в Доме литераторов. Кончались 70-е годы, расцветала эпоха, которую потом назовут "застоем", но мы не знали этого. Зато мы точно знали, что Никита Михалков плохих фильмов не снимает. Мы ждали "Обломова", но выяснялось: в перерывах съемок "Обломова" режиссер снял еще одно кино. В рекордно короткие сроки. По пьесе, которую в свое время Товстоногов в БДТ поставил так, что в Ленинград из Москвы специально ездили поглядеть. После премьеры мы с другом, ошалевшие от увиденного, сели в автобус. Следом за нами вошел и встал у заднего окна... Володин. Драматург, который только что кланялся на сцене! Драматург, который придумал всю эту потрясающую историю! Ехал в автобусе и стоял у окна! Мы не сдержались. Мы подошли и сказали: спасибо и еще какие-то слова. Александр Моисеевич смутился. Не думаю, что до этого когда-нибудь такое было в моей жизни: великий человек смутился от моих слов.

Это была первая встреча с Володиным. А последняя - когда мы делали программу "Ночной полет". Была серия передач, снимать которую мы специально приехали в Питер. Одним из наших адресов был Володин.

Договорились о съемке, приехали со всей аппаратурой. Я, как всегда, подошел чуть позже. Помню, что на лестничной клетке меня ждал мой замечательный редактор Саша Бахарчиев. Казалось, ничто и никогда не может вывести Сашу из себя. Но тут в его глазах я увидел ужас и не свойственную ему панику: Александр Моисеевич отказывался сниматься.

Я вошел в комнату. На диване в одежде лежал седой человек. Я представился. Александр Моисеевич начал рассказывать, что он настолько плох, глуп и не интересен, что давать интервью перед телекамерой у него нет никакой возможности. Глупая, мол, эта затея - извините...

Можете верить - можете нет: Володин не кокетничал. Это было подлинное самоощущение человека, который искренно вдруг понял, что ему нечего сказать людям. Почему раньше соглашался? А кто разберет душу художника? Я сказал: "Александр Моисеевич, я не буду вас уговаривать. Но если съемка сорвется - у меня будут большие неприятности. Может быть, меня даже уволят".

Володин не мог позволить, чтобы из-за него были неприятности у другого человека. Он медленно поднялся, неохотно сел в кадр...

Мы записали не одну, а две программы. Володин говорил так интересно и мудро, что могли бы записать и три программы, и пять...

Мне кажется, что Александр Моисеевич все время пытался разобраться с самим собой и с миром, его окружающим. Его пьесы и сценарии - это не констатация чего-то, а "разбор полетов". Точнее, разбор отсутствия полета человека в этом мире. Почему не получается летать? Почему не выходит построить гармонию? Почему не получается быть счастливым, ведь быть несчастливым стыдно? Уже будучи признанным классиком драматургии, он начал писать стихи:

Я побежден самим собой.

Устал. И небо угасает.

Пора уже, пора...

Постой!

Вгляделся вдаль - а там светает.

От всех его произведений - и от пьес, и от стихотворений - это ощущение света впереди. Может быть, не сейчас, не вдруг, не рядом, но впереди - точно.

"Попытка покаяния" называется та книга, которую подарил мне Александр Моисеевич. Его книги, его фильмы, его спектакли, к счастью, записанные на пленку, ничему не учат, не поучают. Нет! Ему был совсем не присущ менторский тон. Они просто показывают пример жизни светлой, мятущейся души.

Все герои Володина, как и герой его потрясающей поэзии, - люди, которые из-за всех сил стараются быть счастливыми. Другими словами, они - это мы. Обычные необыкновенные люди. Встреча с ними - это встреча с самим собой. То есть та самая необходимая встреча, которой нам так часто не хватает...

Литература