Именно там собирают реактивный сверхманевренный многоцелевой истребитель поколения "4++", который должен стать основной ударной силой российской авиации на ближайшие годы. Корреспондент "РГ" побывала в цехах авиазавода и узнала, кто и как собирает истребители.
В огромном фрезеровочном цехе работают совсем молодые ребята и девушки. Они ловко управляются со сложнейшими немецкими станками стоимостью в миллионы долларов. Яне Черепок, фрезеровщице 4-го разряда - чуть больше 20 лет. В день она изготавливает 12 деталей для самолета. Девушка мечтает получить пятый разряд, воспитать дочку и обзавестись собственным жильем.
Всего в цеху вытачивается около 2800 деталей, которые используются в разных вариантах сборки. Материал для деталей используют разный: дюраль, титан, различные сплавы и композитные материалы.
В сборочном цехе собирают элементы корпуса истребителя - центроплан и хвостовую часть фюзеляжа . Ребят здесь намного больше, основные профессии - сборщики, клепальщики, механики.
Выпускнику местного политеха Алексею - всего 23, но он уже стал производственным мастером. Под руководством молодого инженера - 13 рабочих. Алексей уверен, что правильно выбрал профессию. Ведь руководить сборкой самолета - дело не только ответственное, но и очень интересное.
В месяц цех собирает три "хвоста" и три центроплана. На один истребитель рабочие расходуют десятки тысяч заклепок. С момента начала сборки и до полного завершения работ проходит около пяти-шести месяцев.
- После того, как корпус собран, и все части соединены, истребитель уходит на следующую стадию. Его наполняют электронной "начинкой", устанавливают двигатели и другие системы. При этом каждую систему тестируют, - рассказывает Игорь Лещев, начальник цеха агрегатной сборки.
После отладки всех систем тесты продолжаются - сначала наземные, а потом истребители встают на крыло. И только после того, как они пройдут все испытания, самолеты красят и передают ВВС.
Всего к 2015 году в армию должны поступить 48 истребителей Су-35С. Механики уверяют, что в сроки укладываются.
Ресурс службы Су-35С - около 30 лет. Предполагается, что этот самолет будет поддерживать боеспособность армии в переходный период, пока на вооружение ВВС не будет принят истребитель пятого поколения Т-50. Его серийные поставки, по словам главы Объединенной авиастроительной корпорации Михаила Погосяна, начнутся уже с 2016 года.
Справка "РГ"
Летно-тактические характеристики Су-35С приближены к истребителям пятого поколения. При создании самолета использованы стелс-технологии: радиопоглощающие покрытия и композиционные материалы. Максимальная скорость - 1400 км/час, дальность полета - 3600 км. Дальность обнаружения целей в режиме "воздух"-"воздух" - около 400 километров. Бортовая радиолокационная станция позволяет одновременно сопровождать до 30 и выполнять обстрел до 8 воздушных целей.