Речь идет о воровстве государственных регистрационных знаков автомобилей, которое растет как снежный ком. Такие кражи стали новым преступным бизнесом. Украденные номера используются не только в другом криминальном промысле - краже автомашин, на которые ставятся эти знаки, но и для вымогательства денег за их возврат.
До недавних пор проблема заключалась еще и в том, что после подачи автовладельцем заявления о краже регистрационных номеров заводилось дело об их похищении и до тех пор, пока не были проведены необходимые проверки, дело не закрывали. У автовладельца был только один хлопотный выход - пройти всю процедуру перерегистрации машины с доставкой ее в отделение ГАИ на эвакуаторе.
По сути автовладелец вдруг оказывался лишенным права пользоваться своей машиной, хотя в этой истории был пострадавшей стороной. Эту часть проблемы с хозяев автомобилей недавно сняли. Новый регламент о регистрации автомобилей позволил после кражи номеров изготавливать их дубликаты. Но при этом остается риск, что на дороге появится некий двойник с теми же номерами. Поэтому до сих пор многие водители предпочитают вообще не подавать заявлений о краже номерных знаков. А просто выкупить их у жуликов. В общем, преступный бизнес процветает, украденные номерные знаки никто не ищет, а страдают автовладельцы. Формально такую кражу можно назвать "мелкой". Однако самим пострадавшим так не кажется, для них это вполне крупные проблемы.
Депутаты предлагают законодательно закрепить в качестве отдельного вида административного правонарушения хищение государственных регистрационных номеров. За такое воровство устанавливается высокий штраф - от 150 тысяч до 200 тысяч рублей. А в случае если хищение номерных знаков совершено для вымогательства - от 200 тысяч до 300 тысяч рублей. Эти суммы несоизмеримы с той прибылью, которую получают воры от продажи автовладельцам их краденых номеров. Обычно у хозяина машины вымогают от трех до пяти тысяч рублей. Понятно, что угроза гигантского штрафа отобьет охоту охотиться за номерами.
Не менее массовый характер носит и другое распространенное преступление - мошенничество с помощью незарегистрированных сим-карт. Подготовлен законопроект, который вводит солидную расплату за торговлю незарегистрированными сим-картами. Причем штрафы предусмотрены как для физических, так для юридических и должностных лиц на суммы, в зависимости от нарушения, от 10 тысяч до 300 тысяч рублей. Ведь к такому обороту симок на рынке причастны самые разные крупные и мелкие конторы.
По данным Роскомнадзора, в среднем ведомство ежедневно получает около 20 жалоб на подобные правонарушения.
Цель законопроекта - снизить оборот незарегистрированных сим-карт, а значит, и число преступлений, совершаемых с использованием мобильной связи, в первую очередь телефонного мошенничества. Более того, установлено, что свыше 70 процентов всех ложных сообщений о готовящихся терактах поступает с мобильных телефонов. При этом анонимная сим-карта не позволяет оперативно вести розыск преступников, затрудняет идентификацию абонента.
По идее эта новация должна упростить розыск многочисленных преступников, научившихся прятаться в виртуальном пространстве. И дело здесь не в упрощении процедуры для той или иной спецслужбцы поставить нужного "клиента" на прослушку - это сделают при любой sim- карте по первому требованию судебных и правоохранительных органов. Новый законопроект может сильно усложнить жизнь телефонным мошенникам, промышляющим профессиональным вымогательством денег у людей за якобы помощь попавшим в беду родственникам. Как правило, их жертвами становятся впечатлительные и излишне доверчивые пенсионеры. Аферисты по телефону сообщают им о том, что их, скажем, внук, сбил, избил или убил человека. Но со следователем можно "договориться" - за определенную мзду. И пенсионер платит. Эту ложь рассылают с "чистых" карт.
Штрафовать предлагается за оказание услуг связи без заключенного с абонентом договора в письменном виде, за фальсификацию абонентских данных, за отсутствие или неполноту данных об абоненте, заключение договора от имени оператора связи ненадлежащим лицом, то есть без необходимых на то полномочий.
Другая поправка, предложенная в Кодекс об административных правонарушениях, устраняет несправедливость, связанную с работой так называемых эвакуаторов. Когда водителя наказывают за неправильную остановку или стоянку в неположенном месте, ему выписывают штраф. А если сам водитель отсутствует, его машину могут отправить на штрафную стоянку. За "услуги" эвакуации и нахождение на штрафной стоянке приходится также платить, что фактически увеличивает сумму штрафа, установленную кодексом. Но водители автомобилей-эвакуаторов нередко тоже оставляют свою технику в любом месте, в том числе в нарушение правил остановки или стоянки, создавая препятствия для движения других машин и пешеходов. При этом совсем необязательно, что паркуются они в любом приглянувшемся месте действительно по служебной необходимости.
Зато они хорошо понимают, что эвакуация самих эвакуаторов - слишком трудоемкая задача. Кроме того, водители эвакуаторов вполне обоснованно рассчитывают, что сотрудники ГИБДД не станут всерьез рассматривать проблему неправильной парковки этих машин. Надо ли объяснять, что такое вольное поведение "эвакуаторщиков" мало кому нравится. Да и оставление массивного грузовика где попало создает реальные проблемы для остальных людей. Особенно в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Екатеринбург. Поэтому предлагается штрафовать за неправильную парковку таких водителей на 5 тысяч рублей, а в городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - на 10 тысяч рублей.