Мы попытались выяснить, что же представляют собой школьные психологи? Их в учебных заведениях - от 2 до 4 тысяч. Раз в пять лет, как и все учителя-предметники, они проходят плановую аттестацию. То есть случайных людей там быть не должно.
- Школьные психологи по профессиональному уровню ниже психологов, работающих в других службах, раз зарплата у них гораздо ниже? - поинтересовалась я у руководителя пресс-службы МГППУ Льва Кулакова.
- Одно то, что человек пошел работать в школу на зарплату вдвое меньшую, чем у педагогов, говорит о том, что это люди неравнодушные и не случайные. К тому же каждый из них регулярно проходит аттестацию и подтверждает свой уровень, повышают квалификацию.
- А что будет с теми, кто аттестацию не пройдет?
- С ними займутся по индивидуальной программе.
Я же, поговорив с самими школьными психологами, пришла к выводу, что большинство из них по своему профилю и не работают. В основном занимаются с начальными классами - это максимум, что доверяет им руководство школ. В средней школе вся их деятельность сводится к профориентации.
А чтобы школьный психолог начал работать индивидуально с кем-то из детей, нужно письменное заявление от родителей. Если решит провести тренинг с классом, то тоже должен получить разрешения буквально от всех родителей учащихся этого класса! Родители между тем не всегда идут навстречу. Не хватает школьным психологам и четко прописанных должностных ставок и обязанностей. Получается, что в школе они действительно теряют квалификацию в силу того, что недостаточно востребованы. Возможно, ситуация, которая произошла в 263-й, заставит взглянуть на их работу по-другому.
- Я почитала "ВКонтакте", что пишут молодые люди по поводу 263-й школы, и пришла в ужас. Некоторые высказываются об этом с восторгом, - рассказывает директор лицея N 1571 Марина Варгамян, кандидат психологических наук. - Нужно обязательно во всех школах провести беседы, объяснить детям, какая это огромная социальная трагедия. Как директор школы считаю, что переаттестацию должны пройти компании, которые выдают документы, разрешающие охранную деятельность в учебных заведениях, как они проверяют умение реагировать в экстремальных ситуациях, реально обеспечивать безопасность. На вопрос, мог ли школьный психолог заметить, что с десятиклассником происходит что-то не то, Марина Викторовна говорит, что в принципе мог.
- Такие дети в школах встречаются. Они вроде на виду, хорошо учатся, но заметно, что их что-то гнетет. Высокие требования со стороны родителей, учителей... Психика ребенка все время находится под воздействием неприятностей, которые могут накапливаться до определенного момента, а потом происходит взрыв. Его может вызвать случайный окрик, ссора со сверстниками. Свою роль могло сыграть то, что отец мальчика брал его с собой на охоту. Для психики ребенка это тоже тяжелое испытание. Видеть смерть, кровь...
Каждая из московских школ в эти дни сама делает для себя выводы. Психологи ждут аттестации. Хорошо уже то, что вообще вспомнили, что они у нас в школах есть и должны заниматься своим делом.