Услуги на колесах
Сегодня едва ли не самая больная тема для селян - закрытие почтовых и банковских отделений. Причина - нерентабельность. В целом по области за последние годы ликвидировано уже несколько десятков. Было время, когда в небольших деревнях позакрывали школы, клубы, теперь же, с исчезновением почты, у людей основательно укоренилось мнение, что они никому не нужны.
С прошлой весны по многим таким деревням начала курсировать "почта на колесах" - фургоны, сооруженные на базе "вахтовок". Сейчас они обслуживают 52 населенных пункта в трех районах области - Нижнетавдинском, Ярковском, Исетском. Почтовики объезжают села по графику, три раза в неделю, находясь в каждой деревне по два-три часа. Казалось бы, неплохой вариант. Вот только проблему это не решило. Старики, а в малых деревнях живут в основном пенсионеры, едва не плачут: большинству из них без помощи в фургон не забраться: колеса у машины высокие, ступени без перил. Каждый поход на почту превращается в испытание. Как, впрочем, и в банк. Когда закрывали отделения, селянам обещали установить банкоматы, но оборудование так и не появилось. Теперь, чтобы заплатить за свет или отложить пару тысяч на сберкнижку, людям приходится мотаться в райцентр.
В Исетском районе, к примеру, 41 деревня, в половине нет почтовых и банковских отделений.
- Для людей это настоящая трагедия. На сходах граждан одна и та же просьба: верните услуги. Все эти "передвижки" - просто издевательство. Как представители власти мы ведем переговоры и с банком, и с почтой, но нас не слушают, - делится наболевшим глава районной администрации Александр Поминов.
У других ситуация аналогичная. Кое-где сельские власти даже планируют выделить небольшие помещения, где смогут разместиться специалисты и банка, и почты. Причем сельсоветы готовы сами их отремонтировать и содержать, лишь бы жизненно важные услуги вернулись в деревню.
Переезд не страшней пожара
Ухудшающееся с каждым годом положение малых деревень стало одной из главных тем, поднятых главами поселений на ежегодном областном съезде муниципалитетов. Ведь проблема таких сел не только в отсутствии почты. Не менее важно ремонтировать дороги, обеспечивать людей продуктами. Более ста населенных пунктов области не имеют даже магазинов. Несколько лет назад в областном бюджете появилась статья расходов на поддержку труднодоступных территорий, и местным властям разрешили компенсировать предпринимателям затраты на доставку товаров первой необходимости в такие деревни и даже содержание магазинов. Тогда казалось: проблему удастся решить. Но в отдаленные села бизнесменов не удалось заманить даже льготами.
Муниципальные власти признаются: в ряде случаев было бы проще, как бы цинично это ни звучало, упразднить неперспективные деревни, особенно те, где осталось один-два десятка дворов. Переселить людей в соседние села было бы даже дешевле, нежели решать вопросы с той же почтой, строить за сто миллионов рублей дорогу и ежедневно возить в эту деревню 20 булок хлеба. Тем более что жители в большинстве не против переезда. Но на какие средства это сделать? За свой счет пожилые люди, разумеется, никуда не поедут: дом на новом месте нужно на что-то купить, а продать имеющееся жилье в деревне из десяти дворов можно разве только на дрова.
Беда в том, отмечают главы сельских поселений, что ни в одном законе до сих пор не прописано, что такое неперспективная деревня, нет норм, обеспечивающих возможность переселить людей. Хотя проблема крайне актуальна. На момент проведения последней переписи населения, три с небольшим года назад, в 90 деревнях Тюменской области числилось не более десятка жителей, еще в двухстах - от 11 до 50 человек, в стольких же - от 50 до сотни жителей.
Как пояснил на встрече с главами поселений зампредседателя областной Думы, председатель президиума Совета муниципальных образований области Виктор Рейн, сейчас эта тема активно обсуждается на уровне главы региона. В конце прошлого года проведен мониторинг потенциала всех сельских поселений области, а их около трехсот, на основании полученных данных власти теперь прорабатывают возможные варианты решений. В частности, не исключается возможность объединения некоторых территорий. Жители двух сельских поселений уже изъявили такое желание.
Под лежачий камень
Областные власти не скрывают: в условиях ужесточения бюджетного финансирования выживать деревням, особенно малым, будет еще сложнее. Но выход из ситуации, по мнению главы региона, все равно есть. Причем резерв для развития имеется абсолютно у всех населенных пунктов, уверен он. Главная проблема, считает Владимир Якушев, - это иждивенческие настроения, которые пока сильны и среди немалой части селян, и у местных чиновников. Есть примеры, когда две территории с равными стартовыми позициями имеют совершенно разные экономические показатели, потому как одни изо всех сил стараются обеспечить рост собственной налоговой базы, привлекая инвесторов и создавая новые рабочие места, в том числе в малых деревнях, а другие, не напрягаясь, живут на те средства, что выделяет область.
Не в полной мере, по мнению губернатора, муниципалитеты используют и такой ресурс, как имущественные налоги. Несмотря на то что в области активно развивается индивидуальное жилищное строительство (только в прошлом году в районах ввели почти 600 тысяч квадратных метров жилья), выделяются земельные участки, адекватного роста налоговых поступлений не наблюдается. Доля имущественных налогов в местных бюджетах неоправданно мала - всего около девяти процентов. Глава региона уже распорядился создать в каждом районе специальные комиссии с участием налоговиков для выявления неучтенных объектов налогообложения. При этом пообещал сделать уровень собираемости имущественных платежей одним из факторов, который впредь будет влиять на решение вопросов о предоставлении тому или иному муниципалитету областных субсидий. Прежде чем просить о помощи, местным чиновникам придется сначала доказать, что они со своей стороны сделали все возможное.