13.02.2014 00:50
Власть

Павел Крашенинников: Пора писать новый Уголовный кодекс

Павел Крашенинников: Пора писать новый Уголовный кодекс
Текст:  Михаил Барщевский (член президиума Ассоциации юристов России)
Российская газета - Федеральный выпуск: №32 (6304)
Председатель Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, председатель Ассоциации юристов России Павел Крашенинников специально для "Российской газеты" рассказал о том, какие новые законы готовятся и принимаются в нынешнем году.
Читать на сайте RG.RU

Ситуация на Украине, где за несколько дней Верховная рада принимает, а затем отменяет одни и те же законы, снова напомнила о конъюнктурности наших законов. Вправе ли мы принимать недолговечные нормы сейчас, когда ситуация в нашей стране удивительно стабильная и благоволит к качественному и долгосрочному законотворчеству?

Павел Крашенинников: Не вправе. Ситуация у нас нормальная, когда можно было бы не законы на злобу дня принимать, а побольше думать, изучать практику, почаще советоваться с наукой.

Павел Крашенинников: Новый ГК радикально изменит очень многое

Что касается Украины, то, конечно, здесь ситуация достаточно странная с точки зрения законотворческого процесса, потому что сам парламент, по сути, разрушает правовое поле и порождает неверие в законодательство, сначала принимая и вводя в действие какие-то нормы, а потом их отменяя. Это дополнительный стимул к нарушению общественного порядка.

А тебе не кажется, что одной из причин такой ситуации является слабость судебной системы Украины? Не напоминает ли тебе это, в частности, Россию 1993 года, когда судебная власть не смогла остановить противоборство между властью исполнительной и законодательной?

Павел Крашенинников: Наверное, какие-то похожие черты есть, но на самом деле судебную власть на Украине тоже можно понять. Потому что судьи видят, что законы принимаются, вступают в силу, суды вроде бы начинают их применять, а потом они изменяются. И такая нестабильность через какую-то пятую - седьмую волну доходит до исполнительной власти и до судов. В итоге судебная власть становится такой же нестабильной, как и законодательство.

Твой комитет является одним из наиболее профессиональных и законоемких. Не считая Гражданского кодекса, какие наиболее важные для граждан законы вы готовите к обсуждению на этой сессии в этом году?

Павел Крашенинников: У нас большое количество поправок в Уголовный кодекс.

А может быть, пора уже новый написать?

Павел Крашенинников: Согласен. Мы уже с тобой эту тему обсуждали. Надо готовить новый Уголовный кодекс. А это потянет за собой новый УПК и новый Уголовно-исполнительный кодекс. УИК не у нас в комитете, но к нему почему-то никто не прикасается. Хотя это три кодекса, которые должны вместе жить и работать, и один без другого не может. Все три документа необходимо готовить. Но у нас еще есть одна проблема. В связи с объединением судов у нас встает проблема Арбитражного процессуального и Гражданского процессуального кодексов. Потому что совершенно точно теперь Верховный суд у нас будет надзор осуществлять, в том числе за экономическими спорами, и нам надо будет первоначально, наверное, переписывать главу либо в Арбитражный процессуальный кодекс, либо в Гражданский процессуальный кодекс, или делать новую по поводу экономических споров. Но в перспективе надо делать новый единый ГПК без АПК.

Российские депутаты планируют разработать новый Уголовным кодекс

Давай тогда сразу договоримся, что мы исходим из того, что более прогрессивно. Что будем брать за основу - АПК или ГПК?

Павел Крашенинников: Вообще-то и то, и другое - это все гражданский процесс. Арбитражный процесс - это вид гражданского процесса. Хотя есть другие точки зрения, но по большому счету это все-таки гражданский, а не уголовный процесс.

В 2000 году так посчастливилось, что мы делали их вместе. У нас рабочие группы по ГПК и АПК были почти одинаковые. Но прогрессивнее, мне кажется, все-таки Арбитражный процессуальный кодекс.

Недавно на совещании у Нарышкина я высказал предложение принять закон о законах. А потом узнал, что такое предложение уже было у коммунистов. А как ты относишься к идее принятия закона о законах?

Павел Крашенинников: Я не совсем понимаю предмет самого закона о законах. У нас есть нормативные акты о принятии законов - это Регламент Думы и Совета Федерации. Эти документы указаны в Конституции. Они хоть и утверждаются постановлениями, но это конституционные постановления, если так можно сказать. Как раз в этих регламентах и прописан законотворческий процесс. Но при этом он прописан и в федеральном конституционном законе о правительстве, в законе об основах деятельности субъектов Федерации и т. д. Поэтому я не уверен, что нужен закон о законах. Во всяком случае в том виде, в каком он находится на рассмотрении у нас, проект никуда не годится. Можно подумать, наверное, о сроках, но это опять регламент. Наверное, можно было бы подумать о государственной регистрации ведомственных актов и постановлений правительства. Очевидно, что ушли от того, что было в СССР, когда у нас ведомственные акты были основными. Но все-таки ведомственных актов у нас огромное количество, они регулируют наши права и свободы...

Павел Крашенинников: Поправки в ГК сделают стабильнее гражданский оборот

Но сейчас они без регистрации в минюсте не вступают в действие?

Павел Крашенинников: Да, но это можно было бы федеральным законом урегулировать. Но я опять возвращаюсь к первому вопросу, когда мы вспоминали начало 90-х. Я все-таки тогда уже работал во власти и вспоминаю случаи, когда президент вносил законы, а потом не подписывал их из-за того, что поправками суть законопроекта выхолащивалась. Сейчас этого, конечно, практически нет. Я не припомню, чтобы президентский закон был не подписан президентом.

Будем честны, сейчас и поправок в президентский закон не может быть в таком количестве, в каком они были.

Павел Крашенинников: И это правильно.

Президент очень много говорит о значении экспертного сообщества как части гражданского общества в управлении страной. Меня удивляет, что многие субъекты законодательной инициативы вносят законопроекты в Госдуму, не заручившись мнением Ассоциации юристов России. Мне кажется, что законопроекты, даже президентские, правительства, а тем более депутатов, если в них затрагиваются чисто юридические вопросы, особенно концептуально важные, должны были бы вначале прокатываться и обсуждаться, разминаться в ассоциации, на президиуме АЮРа.

Павел Крашенинников: И главное, никто не мешает. С удовольствием это сделаем.

Продолжение беседы Михаила Барщевского с Павлом Крашенинниковым о переменах в нашем законодательстве читайте в сегодняшнем выпуске еженедельника "Российская газета - Неделя".

Госуправление