За десять лет реформы расходы муниципалитетов в стране выросли и уже в два раза превышают доходы. При этом всего лишь 2,5-3 процента муниципальных образований в состоянии себя прокормить, остальные живут на дотации. По данным минфина РФ, сейчас около 60 процентов налоговых доходов аккумулируется в городах, 30 - в муниципальных районах и только 10-11 процентов - непосредственно в сельских поселениях. А значимость неналоговых доходов снижается из-за конфликта интересов между разными этажами власти по поводу прав собственности.
Так выглядят муниципальные будни как в центральных районах РФ, так и в окраинных.
Причины - в разных стартовых уровнях социально-экономического развития регионов и незакрепленности на местах источников доходов, которые не учтены в действующем законодательстве.
- Региональная власть предпочитает формировать доходную часть местных бюджетов путем оказания финансовой помощи, воспроизводя, таким образом, систему отношений, сложившуюся между субъектами РФ и Федерацией. Соответственно, доля безвозмездных поступлений в последние годы выросла, достигнув 62 процентов, - констатирует научный руководитель Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова, профессор Сергей Валентей.
Это значит, что процесс становления самостоятельных муниципалитетов подменяется складывающимися отношениями дающего и просителя. А вместо объединения для решения общих вопросов муниципальные органы власти все чаще просто отказываются от них, передавая свои полномочия вышестоящим органам - районам и субъекту РФ.
- К чему мы пришли? Даже те муниципалитеты, которые могли прокормить себя, оплачивают только свой управленческий аппарат, и в развитии экономического потенциала они не заинтересованы: если ты получаешь дотации, то за экономику не отвечаешь, - подчеркивает Сергей Валентей.
В Хабаровском крае, по данным Института экономических исследований ДВО РАН, в 2008-2012 годы поселения уже передали районной власти большую часть своих функций. Так, 180 из 214 муниципалитетов отказались от исполнения двух важнейших полномочий - в области ЖКХ и создания градостроительной документации.
Во многом это связано с разным экономическим потенциалом территорий края, которые, как и в ряде других регионов РФ, развиты крайне неравномерно. Отсюда невозможность выполнять возложенные на муниципалитеты обязанности и потребность в выравнивании дисбаланса, где решающим средством становятся трансферты.
Вместе с тем уже назрел вопрос об эффективности использования бюджетной помощи. В 2012 году объем краевых трансфертов муниципальным образованиям достиг рекордной цифры в 25,9 миллиарда рублей. Это треть расходной части краевого бюджета. Дальнейшее механическое перекачивание денег бессмысленно и даже опасно, поскольку порождает апатию и иждивенчество. Теперь, убеждены экономисты, настало время расчищать пространство для мобильной работы муниципалитетов, избавляться от "перекосов", которых за эти годы накопилось немало.
К примеру, согласно действующим правилам бюджетной игры в случае роста налоговых поступлений соответственно сокращаются бюджетные дотации. В итоге те территории, которые наращивают налоговый потенциал, ничего дополнительно не получают от своих усилий.
- У органов местного самоуправления нет никаких полномочий для создания приемлемых условий бизнесу, - напоминает Елена Веприкова, заместитель руководителя агентства регионального развития.
Эффективно было бы, считает она, предоставить соответствующие субсидии муниципалитетам, на территории которых готовят или реализуют инвестпроекты.
- Пока же по большому счету нам безразлично, будет у нас та же портовая ОЭЗ или нет. Мы, ванинцы, от этого ничего не получаем, а я как руководитель администрации жду разве что пинков от жителей за ухудшение экологии, - говорит глава поселка Ванино Мансур Губайдулин.
По мнению экспертов, без радикальных изменений вернуть местное самоуправление на здоровую основу уже невозможно. Все благие намерения и предложения разбиваются о стену из наглухо спаянных регулирующих и регламентирующих документов: бюджетного и налогового кодексов, законов, постановлений, приказов и распоряжений.
Разовые изменения не дадут ожидаемого эффекта, убеждены экономисты. И начать следует с основополагающего для местного самоуправления ФЗ 131, который с момента принятия в 2003 году претерпел 90 редакций, но по-прежнему вызывает массу нареканий. На местах, правда, к нему "притерлись" и куда больше боятся других плохо проработанных законов, невыполнение которых грозит штрафами и даже уголовными делами, а выполнение - развалом работы.
- Мы с ужасом ждем реализацию ФЗ № 44 о контрактной системе в сфере государственных и муниципальных закупок, - признается Мансур Губайдулин.- Под жесткую регламентацию подпадают теперь не только закупки, но и заключение договоров и приемка работ. Доходит до абсурда. Чтобы заключить с одним-единственным в Ванино предприятием договор об оказании услуг в случае пожара, мы вынуждены искать такие же в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Как они нам помогут, находясь за сотни километров, случись пожар? Эти законы придуманы и хороши для больших городов, а нам, поселкам и селам, от них только головная боль.
Дмитрий Розенков, председатель постоянного комитета в Законодательной думе Хабаровского края по социально-экономическому развитию:
- К 131-му закону у нас, депутатов, очень много вопросов с момента его принятия. И одновременно мы видим, что местные власти срабатывают неэффективно. Однако нельзя говорить о том, что им мешает только один этот закон. Это целый комплекс законов.