Максим Геннадьевич, на днях вы заявили о том, что цена патента при сдаче квартиры в аренду должна зависеть от качества жилья, его места расположения и т. д. А что мешает столице учесть все эти параметры при ее утверждении?
Максим Решетников: Налоговый кодекс РФ позволяет субъектам РФ устанавливать стоимость патента. Мы же прекрасно понимаем, что ситуация в Москве крайне поляризована: одно дело иметь квартиру в центре столицы, например, в Хамовниках, на Остоженке и совсем другое - в таких отдаленных районах как Зеленоград или Некрасовка. Доходность квартир там совершенно разная. Поэтому в первую очередь, необходимо дифференцировать патент именно порайонно, в зависимости от территориального деления. И тогда им будет пользоваться гораздо больше москвичей, чем сейчас.
А что, москвичи патентом пользуются не очень охотно?
Максим Решетников: Напомню, для тех, кто хочет легально сдавать квартиры в аренду, сегодня существуют два механизма. Первый - уплата налога на доходы физических лиц (13%); второй - купить патент. Большинство из 23,5 тысячи москвичей-арендодателей - 18 тысяч - честно идут в налоговую инспекцию, заполняют декларацию и платят НДФЛ с полученных доходов. Этот способ более выгоден собственникам жилья эконом-класса, которые платят в среднем за год в городскую казну 30-40 тысяч рублей. Патент, как мы изначально определились, в большей степени адресован тем, кто сдает дорогое жилье - от 60 тысяч рублей в месяц. В этом случае и стоимость патента обойдется в те же 60 тысяч. Плюс примерно 25 тысяч рублей страховых взносов, которые индивидуальный предприниматель (чтобы купить патент, нужно зарегистрироваться в этом качестве), обязан отчислять в Пенсионный фонд и Фонд ОМС. Его преимущество - фиксированная цена, чисто психологически людям всегда проще заплатить ее и не ходить по кабинетам чиновников. Но пользуются патентами всего около 5 тысяч горожан. Людей останавливает во многом именно уравниловка - одинаковая стоимость патента и для владельца "трешки" в Митино, и пентхауса с видом на Кремль. О ряде других ее преимуществ - имея патент, например, не нужно платить налог на имущество (что может давать существенную экономию в новостройках, имеющих высокую инвентаризационную стоимость), а за сам патент можно рассчитаться в рассрочку, многие просто даже не подозревают.
Мы сейчас активно обсуждаем эту тему с Минфином РФ и чувствуем поддержку коллег в необходимости более гибкой настройки налоговой системы, Налогового кодекса и, в частности, патентной системы, чтобы дать возможность дифференцировать стоимость патента по квартирам. Это важно и для других видов деятельности, так как та же самая проблема по стоимости патентов стоит и в торговле, доходность которой также чем ближе к центру, тем выше, и чем ближе к МКАД - ниже. Надеюсь, что уже в этом году Москва получит такие полномочия и москвичи смогут воспользоваться всеми преимуществами патентной системы.
Но перелом в их сознании, что квартиру лучше сдавать законно, по договору, по-вашему, уже произошел?
Максим Решетников: Только за прошлый год на 30 процентов увеличилось число горожан, декларирующих свои доходы от жилья. Я объясняю это ростом понимания, что оформление должным образом договора аренды дает высокую степень правовой защиты как собственникам жилья, так и нанимателям. Тем, кто снимает жилье, я советую заключать договоры не на 11 месяцев, как чаще всего делается, чтобы избежать их государственной регистрации, а на год-два -три…Это твердая гарантия того, что ваш хозяин не придет вдруг и не скажет: с завтрашнего дня поднимаю кварплату на 20%. Вы платите такие деньги - в центре порой больше 100 тысяч в месяц, так защищайте же свои интересы! Будет договор, автоматически выстроится и вся цепочка - регистрации, налогов и т. д.
И все-таки пока всего каждый десятый москвич, зарабатывающий на сдаче жилья, делает это по белой, а не по серой схеме…
Максим Решетников: Всего или уже? Мы, конечно же, понимаем, что наш потенциал в этой сфере еще не исчерпан. Но сегодня созданы все условия, чтобы таких горожан становилось с каждым днем все больше. Хотя бы потому, что в конце прошлого года президент подписал два федеральных закона, ужесточивших ответственность - вплоть до уголовной - и за своевременную регистрацию, и за "резиновые квартиры". Эти механизмы сейчас запускаются и я уверен, что они будут набирать обороты. В УФНС по г. Москве в настоящее время находится на контроле 7 тысяч оформленных дел на тех, кто сдает квартиры. Не придут заполнять декларацию или за патентами? Налоговые органы могут обратиться в суд.
Но люди часто просто боятся: зарегистрирую квартирантов, а потом их не выгонишь…
Максим Решетников: Совершенно пустые страхи! Временная регистрация по месту пребывания - это просто отдельный регистрационный талон, а не штамп в паспорте. Он нужен для того, чтобы правоохранительные органы знали, кто приехал в Москву, зачем и на сколько. Никаких имущественных прав приехавшему он не дает, а потому для собственника эта регистрация не просто абсолютно безопасна, но и полезна. Кончился ее срок? Запись в УФМС по Москве аннулирована. Незнание москвичами этих нюансов - свидетельство того, что видимо, органы власти недостаточно активно ведут разъяснительную работу. Улучшить ее - требование мэра Москвы Сергея Собянина.
Московские власти обращались к горожанам с просьбой помочь выявить всех нелегалов в городе. Откликнулись?
Максим Решетников: А откуда же у нас 200 тысяч сигналов о соседях, законность пребывания которых вызывает у москвичей сомнение? С просьбой проверить их они обращаются в управляющую компанию, в УФМС, к участковым. Вся эта информация попадает в одну и ту же базу данных и подвергается проверке полицией. Первые 17 тысяч уже проверены. 7 тысяч дел в налоговой - результат как раз таких обещений.
Полный текст "Делового завтрака" с Максимом Решетниковым читайте в ближайших номерах "РГ".