13.02.2014 00:10
Общество

Психологи пытаются помочь детям, пережившим стрельбу в московской школе

Как не пропустить изменений в психике своего ребенка, советуют психологи
Текст:  Татьяна Судакова
Российская газета - Неделя - Федеральный выпуск: №33 (6305)
Школа N 263 г. Москвы, в которой десятиклассник расстрелял учителя географии и полицейского, понемногу приходит в себя, а вместе с ней и все мы.
Читать на сайте RG.RU

Пытаясь понять, а что это было? Это можно рассматривать как закономерность и принимать меры, чтобы подобного не допустить впредь? Вот и власти столицы уже распорядились усилить охрану в общеобразовательных заведениях города, переаттестовать школьных психологов. Или это все же случай единичный, больше имеющий отношение к психиатрии, и предугадать его маловероятно, как стихийное бедствие?

Если друг оказался вдруг

Московский стрелок пытался доказать, что зло сильнее добра

С этими вопросами я отправилась в социально-реабилитационный центр "Отрадное". Ведь именно психологи этого центра в первые часы после расстрела работали в школе с ребятами, оказавшимися в заложниках, обзванивали родителей всего района, чтобы предложить помощь всем, кто в ней нуждается. К некоторым выезжали домой, кого-то приглашали в центр. Говорят, послестрессовое состояние по своей тяжести может быть страшнее самого стресса. Больше напуганы даже не дети, и даже не те дети, которые оказались под прицелом ружья своего одноклассника, а их родители. Ибо на свете нет ничего ужаснее, чем страх за своего ребенка и невозможность ему помочь.

Мы видели, как родители, ожидавшие у входа в школу, бросались к своим мальчикам и девочкам, которых только выпустили после самого страшного урока в их жизни. Выше на голову своих мам и пап, десятиклассники жались к своим родителям, как не делали этого уже давно...

- Нам удалось избежать массовой паники, - рассказывает психолог Вероника Тимошенко, - но, конечно, дети все равно испытали очень сильный страх. Нужно было дать им выговориться, снять стресс. И знаете, что удивило больше всего? Даже после всего, что им пришлось пережить, мы не услышали от них каких-то оскорбительных слов в адрес их одноклассника. Они продолжали называть его другом. Класс сам по себе очень дружный, сплоченный. Они сидели вперемежку, мальчишки и девчонки, как бы пытаясь поддержать друг друга. Что говорили про того, кто на их глазах расстрелял любимого учителя и полицейского?

Семьи погибших в московской школе получат по 5 миллионов рублей

Они его уважали, считали самым умным в классе. Он никогда не был ни изгоем, ни аутсайдером. Всегда спорил с учителями, пытаясь все время что-то доказать. Рассказывали, что очень его увлекала романтика преступности, и несмотря на все свои пятерки, говорил, что мечтает быть бандитом. Все воспринимали это как какой-то его прикол. А еще Серега все время был озабочен вопросом жизни и смерти. Очень много говорил об этом. Что жизнь ничего не стоит, не имеет смысла, и ему очень хотелось узнать, что бывает после смерти.

- Но мысли о смерти возникают у каждого ребенка?

- Да. И это нормально. Просто нужно обязательно говорить об этом со своими детьми, важно не пройти мимо, не отмахнуться, и если вы видите, что ваши сын или дочь слишком зациклены на страхе смерти, что ни о чем другом думать не могут, лучше обратиться к специалистам. Психика подростков очень ранима, они подвержены срывам, они даже больше, чем малыши, нуждаются во внимании и чуткости со стороны родителей.

- Я слышала, что больше других детей были напуганы пятиклассники, дети, чьим классным руководителем был погибший учитель географии Андрей Кирилов.

- Ребята просто поверить не могут, что их любимого учителя больше нет. Детям в их возрасте вообще трудно осознать такую потерю. С ними, с их родителями ведется работа.

Возвращаться из школы он не собирался

- 10-й класс сам по себе очень трудный для детей, - в разговор включается директор центра Татьяна Барсукова. - С одной стороны, они уже прошли испытание ГИА, впереди - ЕГЭ, огромные нагрузки, страх перед будущим, ответственность. Именно родители должны видеть, что происходит с их детьми, и относиться к ним с большей доброжелательностью, терпением.

- Я так понимаю, вы никак не могли пересечься с семьей мальчика? И хоть ваш центр оказывает помощь не только неблагополучным семьям, а всем, кто испытывает трудности, но там-то внешне вообще все - сплошное благополучие?

- К сожалению, благополучие семьи мы чаще всего оцениваем по внешним признакам. Материальный достаток, ребенок хорошо учится. Казалось бы, что еще надо? Конечно, представить, что родители Сергея пришли просить у нас помощи, почти невозможно, но как бы всего этого можно было избежать, если бы они обратились... Конечно, именно родители должны были заметить, что с ребенком происходит что-то неладное. Он не агрессивен сам по себе, но у него часто меняется настроение, он умен, а найти выход своим мыслям, найти достойного собеседника не может. Потому и спорил с учителями, пытаясь услышать от них ответ на какие-то свои сомнения. Не услышал.

- А вот это несоответствие в воспитании? Отец, который растил настоящего мужчину, учил стрельбе, и бабушка, которая провожала на занятия?

- Да, и это тоже. Вы знаете, я думаю, что именно таких ребят, как Сережа, чаще всего вербуют террористы. Умные, но не видящие смысла в жизни, достойного приложения своим знаниям, именно такие ребята чаще становятся неприкаянными.

- Но его и вербовать не надо было. Сам пошел убивать.

- Я не думаю, что он шел убивать. Все, как это было обставлено, больше похоже на то, что он так демонстративно собирался свести счеты с жизнью.

- А почему тогда выстрелил в учителя географии?

- Потому что он мог помешать ему, забрать оружие и нарушить его замысел. Конечно, свое заключение еще сделают психиатры, но я думаю, что попасть в тюрьму этот мальчик точно не собирался, он не думал возвращаться из школы живым...

Кстати, это же Сергей заявляет сейчас и следователям.

Что делать?

- А что делать сейчас родителям? Не только учеников 263-й школы, а всем?

- Не давайте им замыкаться. Лучше всего, если вы займетесь каким-то общим делом. Устроите семейную игру, отправитесь на выставку, в музей, сходите в кино. Неплохо было бы прямо сейчас взять отпуск и всей семьей куда-то просто уехать.

- Наверное, для всех учеников школы, кроме 5-го и 10-го классов, этот день, 3 февраля, станет самым страшным днем?

- Знаете, что меня больше всего поразило в этой истории? В тот день после всех разговоров с ребятами, родителями я зашла в магазин рядом со школой. Туда же забежали подростки, ученики школы. Со смехом обсуждали, что так надеялись, что их покажут по телевизору, а их не показали. А еще радовались, что завтра можно не идти на занятия. Мне страшно стало, что такая история может повториться. Если к ней кто-то отнесется как к веселому приключению. Потому говорите со своими детьми. Не давайте им есть у телевизора, а старайтесь ужинать вместе, накрывайте общий семейный стол. Смотрите, в какие игры играют на компьютере, какие книги читают и читают ли вообще, вы должны знать, чем живет ваш ребенок. Обращайтесь за помощью к психологам, они смогут предложить массу вариантов как тренингов, так и индивидуальную работу. Помогите своему ребенку, не бросайте его одного в трудную минуту.

Кстати

В школе и сегодня продолжают работать психологи Московской психологической службы, психологи МЧС.

Телефон экстренной психологической помощи МЧС России (круглосуточно, бесплатно):

(psi.mchs.gov.ru): 8 (499) 216 50 50

Детский телефон доверия МГППУ, психологическая помощь по телефону для детей и родителей (бесплатно, анонимно, круглосуточно):

8 800 200 01 22; 8 (495) 624 60 01

Экстренная психологическая помощь детям, родителям, педагогам:

8 (499) 795 15 07; 8 (499) 795 15 01

Московская служба психологической помощи населению МСПП:

8 (499) 184 43 44

Телефон для кризисных и экстренных ситуаций (только с городского московского телефона): 051

Соцсфера