Идея привлечь оборонную спортивно-техническую организацию к военной подготовке студентов принадлежит самому министру. Уже известно, что армейский курс в гражданских вузах будет состоять из изучения теории и 90 дней пребывания в лагерях. Освоить на лекциях армейскую специальность молодым людям помогут на профильных кафедрах институтов-университетов. А там, где их нет, для студентов организуют учебу в межвузовских военных центрах. Правда, их еще надо сформировать.
Главным образом, это сделают на основе военных кафедр гражданских вузов.
Другой путь - обучать студентов на базе училищ и академий Минобороны. Но как быть, если в городе нет армейских вузов, а гражданские высшие учебные заведения работают без военной кафедры?
Вот тут, по мнению Шойгу, и нужно использовать местные отделения ДОСААФ. Причем их министр рассматривает не только в качестве "парты" для студентов, но и как место, где бы молодые люди затем смогли пройти обязательный 3-месячный армейских сбор.
- Для этого нужна техника ДОСААФ, преподаватели ДОСААФ, для этого нужны наши офицеры, которые закончили службу в Вооруженных силах и работают в ДОСААФ, - подчеркнул на коллегии министр обороны.
По мнению Шойгу, совместная работа военных и оборонной спортивно-технической организации позволит не только создать по всей стране сеть учебных центров для студентов, но и поддержать ДОСААФ. Он назвал три причины для внедрения подобной практики. Первая - это наименее затратный путь. Вторая - он наиболее эффективный. Третья - не нужно привлекать дополнительные силы офицеров: они уже имеются в ДОСААФ. "Более того, у Общества есть свои учебные центры, мастерские, заводы, аэродромы, летательные аппараты, техника. Если что-то нужно добавить, мы будем добавлять", - сказал министр и добавил, что кураторство над такими центрами могли бы взять на себя местные власти, депутаты Госдумы и члены Совфеда.
На коллегии также говорили о развитии национальной системы предупреждения о ракетном нападении. Прикрыть страну от воздушных ударов и атак из космоса, в том числе, помогут новые радиолокационные станции. Сейчас по периметру России дополнительно разворачивают целую сеть таких объектов. "Они создаются по технологии высокой заводской готовности и способны эффективно решать задачи, в том числе с учетом перспективных угроз в воздушно-космической сфере. Ряд таких РЛС уже развернут и успешно функционирует. Строительство очередной на востоке страны идет планово", - заявил Сергей Шойгу. Где именно ее возводят, он не уточнял. Однако известно, что Россия уже располагает четырьмя подобными станциями. РЛС в Лехтуси под Санкт-Петербургом и в Армавире несут боевое дежурство. Объекты под Калининградом и в Усолье-Сибирском пока в опытной эксплуатации. Кроме того, идет строительство радиолокационных станций высокой заводской готовности типа "Воронеж" в районе Енисейска, под Орском, Барнаулом и Воркутой.
В ближайшие пять лет национальная система предупреждения о ракетном нападении в общей сложности пополнится семью РЛС "Воронеж" метрового и дециметрового диапазонов. Причем станцию, о которой упомянул вчера Шойгу, скорее всего, введут в строй не в будущем году, как это планировалось, а в нынешнем. Если же говорить о модернизации системы в целом, то "окольцевать" Россию новыми РЛС должны в 2018-м - на два года раньше первоначального срока. Не исключено, что для решения этой важной задачи в минобороны перераспределят часть финансовых средства в пользу ведомственных военно-космических программ.
Шойгу также обсудил со своими генералами обстановку на арсеналах Минобороны. После серии пожаров и взрывов на армейских и флотских складах президент страны поручил военному командованию безотлагательно заняться этой проблемой. Было решено значительно сократить число таких арсеналов, а оставшиеся модернизировать и обеспечить там безопасное хранение боеприпасов. Как идет выполнение этой задачи?
- Ситуация заметно улучшилась, - заявил на коллегии министр. - Утилизировано почти 5 миллионов тонн излишествующих и непригодных боеприпасов, что составляет более 70 процентов от их общего объема. Утверждена ведомственная целевая программа, в рамках которой ведется дополнительное строительство около 600 хранилищ с соответствующей инфраструктурой, включая современные системы пожаротушения и сигнализации.
Однако не все вопросы решаются быстро и гладко. Например, темпы промышленной утилизации негодных боеприпасов руководителей минобороны явно не устраивают. Поэтому сейчас ищут варианты увеличения ее объемов.