13.02.2014 12:33
Digital

Система "Город" привлекла к сбору платежей населения малый бизнес

Система "Город" привлекает малый бизнес к сбору платежей населения
Текст:  Елена Демидова
Российская газета - Неделя - Восточная Сибирь: №0 (6305)
Необходимость регулярно вносить коммунальные платежи встает перед людьми повсюду: даже в глухих уголках, где в домах исключительно печное отопление, а канализация - это выгребная яма во дворе, остается потребность оплачивать электроэнергию и радио. В крупных городах нет недостатка в пунктах приема оплаты коммунальных и социальных услуг, но в небольших городах и поселках их остро не хватает.  Решить эту проблему можно за счет привлечения местного малого бизнеса.
Читать на сайте RG.RU

Связь за горизонт

Со временем перечень необходимых взносов и их объем в денежном выражении - даже в отдаленных районах области - будет только расти. На сегодняшний день мобильная связь имеется в почти 900 населенных пунктах Иркутской области и, наряду со спутниковым телевидением, продолжает завоевывать все новые территории. И если в более-менее крупных городах плательщик может выбирать, где и как ему платить  - через банки,  платежные  терминалы,  почтовые отделения,  расчетно-кассовые центры,  то в небольших поселках выбора практически нет. Зато есть очереди к кассам и не самый удобный график работы оператора.  Исключением не являются даже популярные у туристов территории - такие как Ольхонский район. Туроператоры предупреждают клиентов о необходимости пополнить баланс  на телефонах, взять с собой наличные средства, потому что, например, на острове Ольхон нет ни терминалов, ни банков  -  ближайший только в райцентре в Еланцах. Пополнить баланс можно лишь карточкой оплаты,  которые в сезон наплыва туристов быстро заканчиваются.

Решить эту проблему может местный малый бизнес. По существующему законодательству функцию сбора коммунальных и многих других платежей могут взять на себя некредитные организации, такие как магазины или АЗС, получая за это определенную комиссию.  Для этого им необходимо стать либо платежными агентами поставщиков  услуг, либо банковскими  платежными  агентами.

-  Второй вариант для малого бизнеса предпочтительнее,  -  считает  Ирина Бурносова, заместитель директора Системы "Город".  -  Во-первых, платежный агент, не имеющий статуса банковского, должен самостоятельно заключить договор с каждым поставщиком услуг, в чью пользу он намеревается принимать деньги. Если поставщиков десять, то придется заключать десять договоров. Во-вторых, ему придется регулярно составлять отдельный отчет для каждого  поставщика  и каждому поставщику отправлять деньги. Тогда как банковский платежный агент заключает договор только с банком, взамен получая  весь перечень поставщиков услуг, с которыми данный банк работает. Присоединившись в статусе банковского платежного агента к Системе "Город", наш партнер автоматически получит право собирать платежи для всех поставщиков услуг, сотрудничающих с "Городом"  -  а это более 200 организаций:  ресурсоснабжающие  (тепло, вода, электроэнергия),  управляющие компании, услуги связи и телевидения, детские сады, охрана, погашение кредитов,  штрафы ГИБДД. Конечно, комиссионный процент банковского платежного агента меньше, поскольку он делится между агентом и банком, в нашем случае - с расчетным банком Системы "Город".  Но и трудозатраты неизмеримо меньше, чем у просто платежного агента. Ведь малый предприниматель без отрыва от основного бизнеса в состоянии самостоятельно обработать лишь небольшое количество договоров и платежей по ним. Нашему банковскому агенту не нужно заниматься этим вручную  - достаточно в конце дня одним платежным поручением отправить деньги в расчетный банк Системы. Все остальное сделает за него Система "Город"  автоматически: распределит деньги, каждому поставщику услуг составит и отправит реестр полученных средств. Поэтому  даже при меньшем проценте  доход у банковского платежного агента может оказаться больше за счет оборота.

Нужна только сеть

Предпринимателю стать банковским платежным агентом системы "Город" несложно - достаточно иметь компьютер с устойчивым выходом в Интернет, заключить договор присоединения  и открыть для  инкассации  специальный счет в любом банке. На компьютере специалисты установят специальную программу  -  так называемое автоматизированное рабочее место,  посредством которой компьютер будет находиться на постоянной связи с сервером  Системы.  Все платежи проводятся  в режиме  он-лайн.  Принимать платежи в этом случае будет продавец или кассир. А можно приобрести  платежный терминал, программное обеспечение для которого предоставит Система "Город", в этом случае оформлять платеж будут сами плательщики.

Выгода для малого предпринимателя при этом двойная  -  во-первых, появляется дополнительный доход в виде комиссии за прием платежей,  во-вторых, как показывает опыт тех, кто присоединился к Системе "Город",  повышается проходимость точки, что напрямую влияет на доходность основного бизнеса.

-  Конечно, есть определенный период привыкания потребителей  - людям надо узнать о новой возможности и сформировать доверие к новому пункту приема платежей,  -  отмечает Ирина Бурносова.  -  Сейчас население предпочитает использование "традиционных" каналов осуществления платежей, таких как офисы банков или  отделения Почты России. Но с другой стороны, в новые точки плательщиков привлекает то, что нет нужды далеко ходить и стоять в очередях к кассам  - в пункт приема платежей, открывшийся, скажем, в магазине так называемой  "шаговой доступности"  можно прийти в любое удобнее время. И то, что все необходимые услуги (свет, тепло, телефон, телевидение, детский сад, Интернет и т.д.)  можно оплатить в одном месте, при этом необязательно знать реквизиты организации-получателя платежа.

Рост гарантирован

Сеть банковских платежных агентов уже хорошо развита в крупных и средних городах, особенно на юге Иркутской области, а в небольших населенных пунктах  и в северных районах эта ниша еще свободна. Сказываются слабая информированность малого бизнеса о подобной возможности и даже страх перед новым видом деятельности. Хотя, по данным статистики, во всех регионах России более 97,5 процента банковских и платежных агентов - это именно предприятия малого и микро бизнеса. Иными словами, сфера является привлекательной и низкорисковой для малых предпринимателями как вспомогательный источник дохода в дополнение к основному бизнесу (торговля, услуги).

Добавим, что по данным Системы "Город", рынок массовых платежей является одним из самых емких в денежном исчислении и ежегодно растет в среднем на 20 процентов. А по информации одного из крупнейших банков, работающего в Восточной Сибири, за 11 месяцев 2013 года только через каналы  данного банка  и только на оплату сотовой связи жители Иркутской области, Забайкальского края и Бурятии перевели 6,4 миллиарда рублей. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года объем данного вида платежей увеличился в 1,8 раза.

Другим, и чаще куда более существенным, препятствием для расширения сети пунктов приема платежей  остается отсутствие надежного подключения к сети Интернет.  Впрочем, это проблема с каждым годом становится менее актуальной - провайдеры активно осваивают районы Иркутской области, наращивая абонентскую базу со скоростью до 3-4 процентов в месяц.

Кстати, при распространении Интернета, появляется и другая возможность сделать коммунальные платежи более удобными -  на сайте Системы "Город" с помощью банковской карты любого банка. У владельцев сайтов,  в свою очередь, появляется возможность немного повысить посещаемость своего ресурса, разместив  у себя баннер Системы "Город", который, по сути, является шлюзом  -  кликнув по нему, посетитель попадает на сайт системы, где и проводит все платежи.

-  Развитие системы приема платежей  возможно и по другому пути: через присоединение к нашей системе банков, и соответственно, их банкоматов,  -  говорит Ирина Бурносова.
В данном случае, отмечают представители банковского сектора, прием коммунальных платежей интересен кредитным организациям не только и даже не столько доходом, сколько возможностью привлечения новых клиентов.

Эксперты отрасли поясняют, что простое присутствие клиента в отделении банка позволяет рассказать ему о дополнительных банковских услугах. Пусть он не воспользуется ими здесь и сейчас, пусть он только заплатит за свет, но он вспомнит об этом, когда в его семье возникнет необходимость взять кредит, открыть карту. А положительная ассоциация - мне нужно было заплатить за свет, и меня в этом банке обслужили - может стать тем "шаром", который позволит сделать выбор в пользу именно данной кредитной организации.

В любом случае,  людям  - вне зависимости от места проживания  -  необходимы комфортные условия  вноса  обязательных  платежей. Это, кстати, поняли поставщики ресурсов: если людям неудобно платить, они начинают копить долги.

Система "Город", тел. (3952) 70-36-70,

www.uplati.ru

г. Иркутск, ул. Лермонтова, 279/4

Технологии Иркутская область Восточная Сибирь