Утром в понедельник ничто в центре Киева не указывало на какой-то перелом в обстановке: не больше двух десятков человек стояли под сценой майдана и слушали лекцию украинского историка о борцах за независимость. Дымились кухни. Разношерстные бойцы самообороны дежурили на баррикадах.
На ступеньках освобожденной накануне Киевской государственной городской администрации (КГГА) также кучковались боевики самообороны. Штатные охранники и милиция вчера так и не взяли на себя функции обеспечения безопасности в здании, по-прежнему остающемся на "оккупированной территории" за двумя рядами баррикад. Поэтому немногочисленным сотрудникам мэрии пришлось показывать удостоверения на входе малолетним боевикам в масках, которым и после амнистии фактически принадлежит власть в "революционном квартале". Никто не спешит смывать нацистские руны и лозунги с фронтона здания; Тарас Шевченко грустно взирает с портрета на всякого входящего, и впечатление такое, что боевики не освободили здание, а просто вышли на порог покурить.
Как позже оказалось, ночью неизвестные до этого группировки "Викинг" и "Нарния" в количестве двухсот человек, недовольные компромиссами с властью, пытались вновь захватить ранее торжественно переданную послу Швейцарии мэрию, но отступили после переговоров с бойцами "Свободы". За это короткое время боевики без опознавательных знаков разграбили приемные руководства, что зафиксировали камеры слежения. Унесены несколько телевизоров, два сейфа, оргтехника, и даже пудра из секретарского стола.
Фикцией на поверку оказалось и разблокирование для движения транспорта улицы Грушевского. Всю ночь боевики расчищали в баррикадах коридор для проезда транспорта, чтобы потом поставить сварные двустворчатые ворота и металлическую конструкцию, служащую шлагбаумом. Более того, боевики выстроились кордоном у баррикад и пропускали вперед людей исключительно по своему усмотрению.
- Но вы же обещали уйти, - попытался заговорить корреспондент "РГ" с одним из парней с щитом и дубиной.
- Кто обещал, тот пусть и уходит. Я такого не слышал. Наши требования еще не выполнены, - ответил он.
- А какие у вас требования?
- Наша цель - социал-национализм, - коротко и ясно закончил "боец" этот диалог на украинском языке.
Мало что поменялось и по другую сторону баррикад. Основные силы внутренних войск и "Беркута" отошли на пару сотен метров вверх по улице, дав коммунальщикам простор для маневра. Но шеренга из трех десятков бойцов осталась стоять напротив баррикад, практически на том же месте, с которого началось противостояние.
Отсутствие реального мирного прогресса после вступления амнистии в силу "РГ" прокомментировал депутат Верховной рады Вадим Колесниченко. "Да, это выглядит как полумеры. И Дом профсоюзов, и Украинский дом, и Александровский дворец остаются в руках митингующих, потому что юридически это не административные здания. Но на это пришлось пойти, чтобы начать какой-то диалог с оппозицией. Вопрос - насколько оппозиция и ее лидеры могут отвечать за действия своих сторонников. В последнее время приходится переговариваться уже с группировками из пяти - десяти человек, которые неизвестно кому подчиняются. О чем говорить, если минюст был освобожден после звонка американского посла. Увы, ситуация сегодня такова, что никаких гарантий от нового витка эскалации никто со стороны майдана ни власти, ни обществу дать не может", - считает украинский депутат.
Тем временем вчера лидеры украинской оппозиции Арсений Яценюк и Виталий Кличко отправились в Берлин на встречу с Ангелой Меркель. Тему переговоров с фрау канцлером и руководством ХДС политики заранее не разглашали. Об итогах можно будет догадаться по поведению оппозиции во вторник: на сегодня лидеры оппозиции анонсировали очередной поход митингующих к Верховной раде, где парламентская оппозиция будет проталкивать идею возврата к конституции 2004 года. В киевской милиции уже заявили, что разрешения на эту акцию выдано не будет.