На первом заседание рабочей группы Российского союза автостраховщиков и ФБУ "Агентство автомобильного транспорта" Минтранса России обсуждались возможности использования на транспорте специальных технических устройств, обеспечивающих непрерывную некорректируемую регистрацию информации, для фиксации обстоятельства ДТП. Страховщиков больше всего волнует именно некорректируемость информации.
Напомним, что сейчас в Госдуме готовятся ко второму чтению поправки в закон об ОСАГО. В них, в том числе предусмотрено расширение зоны покрытия, так называемого, Европротокола до 50 тысяч рублей. А для Москвы и Санкт-Петербурга - до полного покрытия ОСАГО. Полное покрытие ОСАГО в соответствии с этими поправками предусматривает выплаты по жизни и здоровью до 500 тысяч рублей, и по материальному ущербу до 400 тысяч.
Напомним, что Европротокол - это упрощенное оформление аварии, без вызова ГИБДД. Сейчас воспользоваться им можно только в случаях, если в аварии участвовало только две машины, водители которых застрахованы по ОСАГО, нет пострадавших и сумма ущерба не превышает 25 тысяч рублей. Одно из важных условий - у обоих участников аварии нет разногласий в обстоятельствах случившегося. Если все это совпало, то водители убирают машины с места происшествия, заполняют извещение о ДТП, а потом каждый из них отправляется к своему страховщику с этим документом. Никаких справок из ГИБДД или печатей не требуется. Стукнулись и разъехались.
Однако особой популярностью этот упрощенный способ не пользуется. В прошлом году по данным Российского союза автостраховщиков Европротоколом воспользовались лишь 9 процентов от всех потерпевших. Для сравнения, годом ранее их было 8 процентов. И только в регионах, где ГИБДД приезжает оформлять аварии с большой задержкой, например, во Владивостоке, популярность Европротокола очень высока: 30 процентов всех ДТП оформляются подобным способом. Во всех остальных регионах предпочитают оформлять аварии традиционным способом.
Дело в том, что большинство считает, что 25 тысяч рублей не хватит на покрытие расходов, связанных с ремонтом. И действительно, по итогам прошлого года средняя выплата по ОСАГО приблизилась к 30 тысячам рублей. Что явно больше, чем покрытие Европротокола. Другой момент, что пострадавшие боятся связываться со страховщиком, не имея на руках документа заверенного штампом ГИБДД и подписью сотрудника. Если страховщик откажет в выплате, то и по суду без такой бумажки будет сложно чего-либо добиться. А отказывают по Европротоколу страховщики часто. Они опасаются мошенничества со стороны автомобилистов.
Чтобы обезопасить себя от мошенничества страховщики и изыскивают различные способы подтверждения страхового случая.
- Основная задача предусмотреть механизмы, обеспечивающие непрерывность и достоверность данных, обеспечивающих регистрацию ДТП, - говорит президент РСА Павел Бунин. - Мы пока видим два пути - использование навигационных спутниковых технологий ГЛОНАСС и использование тахографов со средствами криптографическоской защиты информации. Оба вида оборудования точно фиксируют данные о географическом положении транспортного средства и времени ДТП. Кроме того, полученную информацию нельзя самостоятельно подкорректировать или стереть, что обеспечивает ее достоверность и юридическую значимость.
При этом сейчас тестируется возможность передачи данных о ДТП в режиме реального времени прямо в страховую компанию. Спутниковые системы некоторых телематических операторов уже доказали способность это проделывать. Тахографы, требования к которым появились совсем недавно, в принципе тоже смогут работать в режиме онлайн.
По словам генерального директора ФБУ "Росавтотранс" Сергея Сухарева, рабочая группа детально рассмотрит возможности использования данных тахографов при урегулировании страховых случаев и разработает предложения по внесению изменений в закон об ОСАГО.
Таким образом, доступность Европротокола может упасть в разы. Он будет доступен для водителей большегрузов и автобусов, которые априори оборудуются тахографами. Кстати с 1 апреля за отсутствие этих приборов их будут штрафовать. А также для водителей дорогостоящих машин, в кошельках владельцев которых, установка спутникового оборудования больших дыр не пробьет.
Впрочем, сами поставщики телематического оборудования утверждают, что установка блока, который выполняет функции черного ящика, недорогое удовольствие, и вполне по карману владельцу любого автомобиля. Напомним также, что еще рассматривается вариант фиксации ДТП для Европротокола при помощи видеорегистраторов. Но тут сложно гарантировать некорректируемость данных, а уж тем более их передачу в режиме реального времени. Также столичное правительство предлагало использовать для оформления Европротоколов данные со столичных камер наблюдения и фиксации правонарушений. Страховщики к этому предложению относятся скептично.