Интересно, что эта машина, выпущенная еще в 1935 году, своим ходом покинула павильон и отправилась в ремонтные мастерские. Как сообщается, после реставрации Т-35А будет выставлен на обозрение "в первозданном виде".
В Кубинке еще с довоенных времен находится уникальный 38-й научно-исследовательский испытательный институт бронетанковой техники. Правда, не так давно институт утратил свою самостоятельность и стал подразделением другого военного НИИ, который никогда танками не занимался. А вот в Кубинке проводились испытания всех советских танков и многих зарубежных, полученных как легально, так и вывезенных с поля боя буквально под огнем. В частности, во время арабо-израильских конфликтов в 38-й институт регулярно доставлялись американские и английские танки, стоявшие на вооружении армии Израиля, причем в очень хорошем состоянии. Нашим специалистам даже удалось добыть танк М48А5, оснащенный новейшей динамической защитой. Изучив ее, в СССР создали гораздо более совершенные аналоги, защищающие бронемашины не только от кумулятивной струи, но и от подкалиберных снарядов.
К чести танкистов-испытателей, они не отправляли на переплавку после завершения исследовательских работ ни отечественную, ни иностранную технику. Машины хранили в специально построенных боксах. 10 сентября 1972 года хранилище официально преобразовали в музей бронетехники. Долгие годы он был доступен только специалистам. Сегодня открыт для всех желающих.
Сотрудники музея ведут большую работу, в том числе по восстановлению старых машин. В последние годы восстановлены даже некоторые немецкие танки времен Второй мировой войны. Пришла очередь и Т-35. Этот тяжелый танк массой 50 тонн имеет пять башен, вооруженных 76-мм и 45-мм пушками и пулеметами. Экипаж танка состоял из 11 человек. Выпускался он с 1933 по 1939 год и для своего времени был грозной машиной. Единственный сохранившийся экземпляр Т-35А отличается от базовой серии Т-35 удлиненной на одну тележку ходовой частью, измененной конструкцией пулеметных башен и увеличенными средними башнями с пушками калибра 45-мм. Реставрация предусматривает полную переборку карбюраторного 12-цилиндрового двигателя, замену уплотнительных соединений и восстановление вооружения. В скором времени Т-35А сможет не только участвовать в парадах исторической бронетехники, но и воевать, хотя до этого дело, конечно, не дойдет.
Стоит отметить, что музей в Кубинке по собранной коллекции, состоящей более чем из 300 гусеничных и колесных машин, считается крупнейшим в мире и пользуется заслуженным уважением среди всех, кто интересуется бронетехникой. Здесь на постаменте стоит первый советский танк "Борец за свободу тов. Ленин". Есть один из первых английских танков Мк V. Очень интересен немецкий павильон, в котором собраны практически все танки времен Второй мировой, в том числе гигантский 180-тонный "Мышонок". Ряд экспериментальных советских машин показывает, как нелегко выбирались оптимальные модели танков второй половины ХХ века. Кстати, сравнивая наши машины и зарубежные, нельзя не отметить зализанность и грозную красоту советской бронетехники.
Вход в музей платный, но раз в году, на День танкиста - второе воскресенье сентября, ворота раскрываются нараспашку. В Кубинку приезжают тысячи людей, и если погода позволяет, там устраивается настоящее танковое шоу. Возможно, в этом году в нем примет участие и восстановленный Т-35А.