25.02.2014 00:40
Экономика

Срок экономической амнистии в России могут продлить на полгода

Текст:  Елена Шмелева
Российская Бизнес-газета - : №7 (936)
Уполномоченный при президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов и общественный представитель бизнес-омбудсмена по вопросам амнистии, депутат Государственной Думы РФ Олег Денисенко намерены внести в Думу предложение продлить срок экономической амнистии еще на полгода.
Читать на сайте RG.RU

Постановление об амнистии Госдума приняла в начале июля прошлого года. Документ распространяется на осужденных по 27 статьям Уголовного кодекса РФ, в том числе по так называемым экономическим статьям (мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, незаконное предпринимательство, уклонение от уплаты налогов и т.д.). Амнистия не распространялась на граждан, которые преступления совершали в совокупности с другими статьями, ранее осужденных и ранее освободившихся от наказания в порядке помилования.

Амнистия проводится в течение шести месяцев со дня опубликования, а началась она 2 июля 2013 года. Всего за это время были амнистированы 2324 человека, число лиц, в отношении которых дела прекращены на этапе следствия, - 976, в том числе освобожденных из СИЗО - 69 человек. Количество амнистированных осужденных, отбывающих наказание в исправительных колониях и в уголовно-исправительных инспекциях, - 436, из них в колониях - 58 человек. Число лиц, действия которых были переквалифицированы, - 2125. Сумма возвращенного имущества и возмещенных убытков - 5млрд 543 млн 709 тыс. рублей.

Заключенные отказываются выходить на свободу по экономической амнистии

Главной проблемой, с которой столкнулась амнистия, стало то, что из числа статей, попадающих под нее, была исключена ст. 159 УК РФ "Мошенничество". Именно по ней было осуждено большинство предпринимателей. Хотя в амнистию попала ст. 159.1 УК РФ "Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности", эта статья была введена в кодекс только в январе 2013 года, и количество осужденных по ней было минимально. Предпринимателям же, осужденным по ст. 159 УК РФ, чтобы попасть под амнистию, сначала нужно было добиться переквалификации обвинения на ст. 159.1 УК РФ. Суды и следствие тормозили этот процесс, ожидая разъяснения порядка переквалификации.

Такие разъяснения были даны Верховным судом России только 29 ноября, а утверждены и опубликованы в обзоре ВС РФ 4 декабря, за месяц до окончания амнистии. После этих разъяснений процесс усилился. В результате за последний месяц действия экономической амнистии число амнистированных увеличилось почти на 30%.

- Почему постановление Верховного суда было принято в декабре? Потому что Верховный суд должен был собрать судебную практику, посмотреть, как суды реализуют решения. Это все заняло определенное время, но я им очень благодарен, что они это сделали. Действительно, у них было очень объективное рассмотрение вопроса, и те разъяснения, которые они сделали, серьезно сдвинули ситуацию с переквалификацией, - заявил Борис Титов. Он отметил, что применение амнистии наиболее активно проходило в Ростовской области, Пермском крае и Ставропольском крае.

Согласно законодательству применять амнистию можно и после окончания ее действия - главное, чтобы лица, претендующие на амнистию, подали заявления на амнистию до окончания ее срока действия.

Однако, как отметил Титов, сейчас следователи в большинстве своем выдвигают дополнительное условие - ущерб от преступления должен был быть погашен до 2 января. "Мы считаем, что это неверно юридически и просто несправедливо к тем, кто не успел этого сделать, - заметил Борис Титов, - поэтому мы будем предлагать Госдуме продлить срок действия экономической амнистии для предпринимателей еще на шесть месяцев. Это необходимо для того, чтобы эти люди спокойно могли погасить ущерб и амнистироваться". В случае продления срока действия амнистии под нее попадут более тысячи человек, рассчитывает бизнес-омбудсмен.

Особо Борис Титов остановился на проблеме ведения контроля исполнения Уголовно-процессуального кодекса РФ во время следствия, которое должно быть возложено на отдельных судей.

- У нас достаточно большое процессуальное нарушение УПК в рамках следствия, - заметил Борис Титов, - есть проблемы с назначением экспертизы, есть проблемы с применением меры пресечения. И поэтому мы хотим, чтобы этим занимались отдельные судьи, а те, кто занимается рассмотрением дела по существу, будут продолжать это делать. Но контроль исполнения Уголовно-процессуального кодекса могли бы вести другие люди - следственные судьи.

Аппарат омбудсмена готов и дальше выходить с инициативами о модернизации Уголовного законодательства, уголовного процесса. В частности, предлагается компромисс - сохранить существующий сейчас сложный порядок преследования за налоговые преступления в обмен на введение в Уголовный кодекс статьи о налоговом мошенничестве.

Одна из проблем, которую сейчас обсуждают, - разделение границы между гражданским и уголовным правом и ответственностью предпринимателей за действия, которые должны рассматриваться в рамках гражданского законодательства. Но к ним зачастую применяется именно уголовное право. Остается нерешенной проблема с экспертизой. Сегодня нет стопроцентного равенства сторон при назначении экспертизы. Экспертиза часто бывает или формальной, или предвзятой. Кроме того, омбудсмены предлагают ввести единократный штраф для впервые осужденных предпринимателей по экономическим статьям. То есть без применения мер, связанных с лишением свободы. Если же назначенный штраф своевременно не оплачивается, то в этом случае должны вступать в действие другие меры пресечения.

Кроме этого защитники предпринимателей предлагают внести два изменения в статью 159 УК РФ. Первое - в случае осуждения по ч. 3 и ч. 4 - дать возможность выбирать суд присяжных. Все дело в том, что 159-я статья отличается от других тем, что там должен быть доказан умысел, ведь мошенничество без умысла невозможно. Суд присяжных мог бы разобраться в этом более объективно.

Омбудсмен предлагает снять верхнюю планку крупного и особо крупного ущерба по налоговым преступлениям в рублях (соответственно 6 и 10 млн рублей) и установить размер крупного и особо крупного ущерба в процентах от общих налоговых платежей за последние три отчетных года (соответственно 20 и 30 процентов), а за меньший ущерб уголовно не преследовать. Это создает сразу дополнительный барьер для возбуждения большого количества уголовных дел по менее значимым преступлениям.

По словам Бориса Титова, правоохранители аргументируют необходимость дать следователям возможность возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям тем, что ныне действующий порядок не позволяет им бороться с различными отмывочными конторами, выводом денег за границу, неправильным возвратом НДС. Между тем все вышеперечисленные преступные деяния в принципе не предусматривают подачу налоговой декларации. В то время как 198-я и 199-я статьи УК наказывают за предумышленное неверное заполнение налоговой декларации. Поэтому омбудсмен считает логичным оставить порядок возбуждения уголовных дел по 198-й и 199-й статьям УК без изменения, а в УК внести новый состав статьи 159 "Мошенничество в сфере налогов".

Соответствующие проекты поправок в закон в Госдуму будет вносить межфракционная депутатская группа по защите прав предпринимателей, которую возглавляет заместитель председателя Комитета Думы по экономической политике Виктор Звагельский. Последняя инициатива, которая была реализована этой депутатской группой с подачи Уполномоченного, - закон, распространивший гарантии Агентства по страхованию вкладов на вклады индивидуальных предпринимателей. Теперь такие вклады застрахованы аналогично вкладам физических лиц. В результате многие индивидуальные предприниматели спасли свои деньги, лежавшие на счетах в банках, у которых отозвали лицензии.

На вопрос "РГБ" о том, готов ли бизнес материально помочь тем предпринимателям, которые хотели бы попасть под экономическую амнистию, но денег у которых нет, Титов ответить затруднился. Но тут же добавил, что можно было бы обсудить с бизнесом возможную помощь попавшим в трудную ситуацию предпринимателям в случае выплаты залога. Чтобы последние дожидались суда дома, а не в СИЗО.

Бизнес