Казалось бы, история должна человека хотя бы немного учить, помнить как дважды два про сыр и мышеловку. В различных СМИ давно красочно описаны знаменитые "пузыри": тюльпанное сумасшествие в Голландии, афера с Панамским каналом и т.д. Но вот в середине 2000-х годов в США надувается, а затем схлопывается ипотечный пузырь. Итог - мировой финансовый кризис, посильней, чем во времена Великой депрессии.
Бывший трейдер, а ныне невролог Джон Коутс решил понять, почему человек постоянно наступает на одни и те же грабли. Но начал с животных. Ученые знают про так называемый "эффект победителя". Если самец несколько раз подряд побеждает конкурентов в борьбе за территорию или за самку, у него повышается уровень агрессии и активности. Он готов идти на еще больший риск. Причина в том, что каждая новая победа выбрасывает в кровь дополнительные порции гормона тестостерона, подстегивая ощущение смелости и уверенности.
Работает ли такая биология в мире финансов? Коутс замерил тестостерон у биржевых игроков. Выяснилось, у них то же действует "эффект победителя". После нескольких удачных операций на бирже, у них резко повышался уровень тестостерона и "аппетит" к риску, зато страх потерпеть неудачу почти уходил. Они еще больше рисковали, играли по-крупному, и, как правило, выигрывали еще больше денег.
Казалось бы, вот он секрет вечного успеха. Надо всего лишь прописать инъекции тестостерона, и бежать в кассу за миллионами. Но не тут то было. Если злоупотреблять и загонять уровень гормона на высокий уровень, а тем более удерживать его таким долгое время, то эффект будет обратным: эйфория, принятие излишне рискованных решений.
Когда этой "болезнью" заражаются массы, когда "гормоны победителей" начинают играть у десятков тысяч, а тем более сотен тысяч людей, "пузырь" лопается. Вроде здесь все ясно. Причина сугубо экономическая: спекулятивный рост цен не может продолжаться долго. Однако Коутс, вдохновленный исследованиями тестостерона, решил продолжить изучать гормоны. На этот раз кортизол - гормон стресса. Влияет ли он на поведение биржевых игроков? Группе добровольцев искусственно повысили уровень этого гормона и предложили поучаствовать в своеобразной лотерее. Еще вчера довольно азартные люди вдруг оказались излишне осторожными, искали угрозы там, где их нет.
А раз так, то кортизол вполне способен спровоцировать схлопывание "пузыря", считает Коутс. Спусковым крючком может стать даже не очень важная новость, которая чуть-чуть понижает цены. Сперва игроки проявляют разумную осторожность, но гормон уже начал свое разрушительное дело, вызывая лавинообразный спад. Причем, ничем не оправданный. Это происходит как раз в тот момент, когда склонность к риску крайне необходима. Во время спада рынка инвесторы и трейдеры еще могут его спасти, если не будут поддаваться панике и начнут скупать дешевеющие активы. С этим мнением Коутса, наверняка, готовы поспорить многие экономисты.
Но ряд других его предложений могут заинтересовать, скажем, увеличить число женщин, участвующих в финансовых и торговых операциях. У них уровень тестостерона составляет не более 20 процентов от показателя мужчин. Поэтому они менее склонны к риску. Кроме того, к финансам следует "подпускать" мужчин в возрасте, так как уровень тестостерона у них ниже, чем у молодых сотрудников. Но с другой сторон, кто не рискует, тот не пьет шампанское.