"Малыши" готовятся к отъезду
Есть как минимум два направления бизнес-миграции: к первому можно отнести предпринимателей, действительно сменивших местоположение компании, организовавших ее полноценный переезд, ко второму же - субъекты бизнеса, которые оставили производственные мощности в регионе, но вынесли за его пределы торговые дома.
Надо сказать, что крупный бизнес, если и принимал решения о создании торговых домов за границами Челябинской области, то более десяти лет назад. Так что большая часть "мигрантов" представлена средним и малым бизнесом, который направляется в соседние регионы в основном с целью снижения налоговой нагрузки. Заметим, что вводимый ныне расчет налога на торгово-офисную недвижимость исходя из ее кадастровой стоимости (мы сообщали об этом в "Экономике Уральского округа" от 16 января 2014 года) может еще более усилить эту тенденцию, ведь для многих компаний размер налоговых выплат увеличится в несколько раз.
- На Южном Урале пока не приняты налоговые ставки, по которым будет происходить расчет налога на недвижимость по новой схеме. Однако в Московской области и Москве налоговая ставка уже утверждена в размере 1,5 процента. По примерным подсчетам, для предпринимателя, имеющего в собственности магазин площадью порядка тысячи квадратных метров, налоговые выплаты превысят полмиллиона рублей в год, - отмечает директор челябинского областного отделения "Опоры России" Ольга Ефимова. - Не стоит забывать, что торговые площади есть не только в крупных городах, но и в малых населенных пунктах. Для местных предпринимателей такое налоговое бремя будет не по плечу. В Московской области мнение предпринимательского сообщества было услышано и принято положение о том, что облагаться налогом по новой схеме будут только торгово-офисные помещения площадью свыше пяти тысяч квадратных метров. Думаю, в нашем регионе также необходимо установить минимальную планку отсчета.
Миграция предсказуема
По словам заместителя председателя комитета Заксобрания по экономической политике и предпринимательству, председателя ЧРО "Деловая Россия" Константина Захарова, когда два года назад в регионе разрабатывали закон о предоставлении льгот по налогам на прибыль и на имущество для предприятий Челябинской области, уже предполагали, что наличие аналогичных льгот для бизнеса у соседей может стать толчком к частичной миграции компаний.
- Массового исхода, конечно, не произошло. Но все же предстоит вернуться к корректировке законов по предоставлению льгот предпринимателям, так как некоторые нормативные акты не работают должным образом, - считает депутат. - Необходимо использовать возможности создания более благоприятных условий для бизнеса в Челябинской области, чтобы обеспечить возврат мигрировавших компаний на территорию нашего региона.
Областные власти в возвращении преуспевающих компаний откровенно заинтересованы: это обеспечит дополнительные поступления в бюджет. Однако не все так просто: значительную роль играет близость региона к Казахстану, где сегодня действует весьма привлекательный для бизнеса налоговый режим. Он, как магнит, притягивает все большее число южноуральских компаний, и пока преломить эту тенденцию не удается.
Уйти, чтобы вернуться
Естественным экономическим процессом считает миграционные явления в сфере бизнеса декан факультета экономики и права Челябинского филиала РАНХиГС Алексей Ильиных. По его словам, коммерческие предприятия и организации вправе выбирать для своей деятельности место, где им комфортнее.
- На федеральном уровне определен порядок налогообложения, он практически одинаков во всех субъектах РФ. Играют роль дополнительные факторы: поддержка региональных властей, их возможность лоббировать важные вопросы на федеральном уровне, например, посодействовать в предоставлении госгарантий на рефинансирование кредитов прошлых лет в рамках реализации долгосрочных инвестиционных проектов и т. д., - утверждает Алексей Ильиных. - Не стоит забывать: не так сложно удержать бизнес в регионе, как потом его вернуть.
Но случаи возвращения все же есть. Новое челябинское предприятие по производству тракторов и бульдозеров из-за препятствий, чинимых местным технадзором, было вынуждено зарегистрироваться в соседнем Екатеринбурге. Около пяти лет налоги шли в бюджет Среднего Урала несмотря на то, что базовое производство располагалось на Южном. И только к 2012 году предприятие вновь сменило регистрацию.
- Препоны в развитии нашего бизнеса на территории Южного Урала были связаны больше с наследием советского периода - убеждением, что в регионе есть единственный производитель гусеничной тракторной техники и другого не дано, - считает коммерческий директор завода Евгений Калашников. - Однако останавливать производство мы не хотели, поэтому и зарегистрировали компанию в Екатеринбурге. Но игра на двух полях, по-нашему убеждению, невозможна, поэтому со временем полностью локализовали бизнес в Челябинской области и больше вопросов по каким-либо переездам не поднимаем.
Олег Шеповалов, заместитель руководителя УФНС России по Челябинской области:
- В отношении "мигрирующих" организаций применяются все предусмотренные налоговым законодательством меры взыскания задолженности: направление требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа, взыскание налога за счет средств на счетах в банках и иного имущества налогоплательщика. Если на момент снятия должника с учета срок взыскания на очередном его этапе не наступил, дальнейшая процедура взыскания задолженности проводится налоговым органом по новому месту регистрации компании.