В зависимости от дальности рейса речь может идти об обязательном предварительном, периодическом, предрейсовом или послерейсовом медицинском осмотре. Получается, что водители будут проходить проверку в пути, на автовокзалах, на крупных предприятиях. Это позволит исключить возможность "принять на грудь" в дороге, снизить риск ДТП из-за плохого самочувствия шофера. Но при условии, если медконтроль не будет липовым, подчеркивают эксперты "РГ".
Для этого решено с 31 марта увеличить штрафы до 1,5 тысячи рублей для медработников, халатно проводящих осмотр. Для должностных лиц - до 3 тысяч рублей, для поликлиники и компаний - до 50 тысяч рублей. Суммы, прямо скажем, тоже не ахти какие. Их проще заплатить, чем организовывать реальный медосмотр. Но хоть какая-то острастка, говорят эксперты, один из промежуточных шагов к эффективному "тарифу". В том, что штрафы могут еще повысить, мало кто сомневается.
А сейчас большую роль будет играть контроль. Если каждый день за липовый осмотр платить по 1,5 тысячи - много не заработаешь. Правда, Ространснадзор может проводить внеплановые проверки, только если поступила жалоба либо есть задание прокуратуры. Зато инспекторы ГИБДД хоть на каждом километре могут останавливать.
С организацией осмотров тоже все неоднозначно. Понятно, что крупный перевозчик сможет себе позволить приглашать специалистов медиков, а вот индивидуальным предпринимателям, которые в основном управляют небольшим коммерческим транспортом, придется самим ходить на обязательные медицинские освидетельствования и осмотры в поликлиники, которые имеют лицензию на это. И если врачи выявили проблему со здоровьем водителя, то его должны направить на обследование, лечение и внеочередное обязательное медицинское освидетельствование. В случае подтверждения у водителя противопоказаний управлять транспортным средством, медицинское заключение аннулируется, о чем уведомляются соответствующие подразделения федерального органа исполнительной власти. Это касается и выводов по итогам обследований психиатром и наркологом. И для осмотра этими специалистами водителю нужно посетить профильный диспансер. Но туда законопослушные водители будут ходить раз в десять лет при замене водительского удостоверения, либо при его возврате после истечения срока лишения водителя прав. Это коснется уже и тех, кто управляет и личным авто.
Повлиять на расклад на рынке перевозок могут и другие требования, в том числе к минимальному размеру компенсационного фонда профессионального объединения страховщиков по обязательному страхованию гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Закон об обязательном страховании перевозчика перед пассажирами вступил в силу с начала 2013 года. Он предусматривает обязательное страхование ответственности по всем видам транспорта, за исключением метрополитена. И уже сформирован пул страховщиков, которые возмещают ущерб пострадавшим. К 31 марта 2014 года в их фонде должно быть не менее одной копейки на каждого пассажира из суммарного количества пассажиров, указанного перевозчиками по договорам обязательного страхования. Не исключено, прогнозируют эксперты, что перевозчикам придется искать эти копейки в кошельке пассажиров, то есть поднимать стоимость проезда там, где муниципалитеты не назначают тариф.