Ничто не предвещало беды. Депутаты объявили амнистию всем участникам беспорядков. Европейские гаранты пожаловали в Киев и вместе с противоборствующими сторонами сели за стол и подписали некую дорожную карту выхода из политического кризиса. Янукович идет на изменение Конституции, объявляет досрочные президентские выборы, а оппозиция сдает оружие, освобождает захваченные госучреждения и разбирает майдан. Европейцы гарантировали сами не зная что. Уже на следующий день, во вторник, 18 февраля, вооруженные боевики "Правого сектора" окружили Верховную раду, разгромили и подожгли офис Партии регионов. Появились первые пленные, раненые и убитые со стороны "Беркута". "Правому сектору" тоже досталось. Но это ничего по сравнению со следующими сутками.
Дальше новейшая украинская история закрутилась со скоростью белки в колесе. "Беркут" пошел в решительное наступление. Очистил от баррикад всю улицу Грушевского, Европейскую площадь. Зачистил Дом Украины, освободил захваченный партией "Свобода" Октябрьский дворец и взял в кольцо майдан. Метро остановили, чтобы свежие силы не смогли пробраться на площадь. Классические шаги по ликвидации очага сопротивления. Пока еще действующая власть назвала это контртеррористической операцией. Как это было у нас в 1993-м. К утру, по идее, только ветер должен был носить обрывки газет и революционных плакатов. Но что-то сломалось в механизме власти. Маятник качнулся в другую сторону. "Беркут" отступил. А "Правый сектор" начал попытки отбить Октябрьский дворец и вернуться на Грушевского. Потом историки назовут этот день "кровавым четвергом". Работали снайперы. Не у всех наступавших были бронежилеты. А фанерный щит хоть и защищает от булыгана, но бессмыслен от пули. Смерти боевиков мы видели в прямом эфире. Западные телекомпании смаковали агонию умирающих на Институтской улице. Страшные картинки. Неужели это случилось в каштановом Киеве?
И тут законно избранный президент Украины, так и не воспользовавшись своим правом, да что там правом - обязанностью навести в стране порядок пусть и жесткими, непопулярными в народе методами, предал свою страну. Исчез вместе со своей семьей. Словно гетман в 1918 году перед взятием города петлюровцами. Даже портсигара не оставил. Преданный и не раз оплеванный "Беркут", который понял, что защищать больше некого, как в романе Булгакова "Белая гвардия", снял погоны и тикал на восток. Преданная партия сама принялась предавать - сожгла билеты, вышла из фракции, но от депутатских мандатов не отказалась. За исключением единиц, она вовсю поддерживает новые законы, против которых еще три дня назад стояла стеной. Киевский пожар перекинулся на регионы.
Народ против истории
Западные области Украины давно были готовы к такому развитию событий. Протестующие на майдане - это их сыны и дочери, они третий месяц греются у буржуек и кричат бодрые речовки: "Банду геть!", "Героям слава!" Первым делом полетели наземь памятники Ленину. Если бы на Западной Украине немного знали историю СССР, то зла на Ленина не держали. Сталина надо было скидывать, но Сталина со всей Украины убрал еще Хрущев. Плохо они изучали даже свою "незалежную" историю - в Бродах скинули памятник Кутузову. Не знают, что именно Кутузов еще до войны 1812 года оберег Украину от турецкой оккупации. Ну а немногочисленные оставшиеся памятники погибшим в борьбе с фашизмом советским воинам полетели один за другим. Вторым делом захватили все администрации. Без какого-либо сопротивления. Милиция тут же перешла на сторону восставших, хотя уверяла, что переходит на сторону народа. Начались пожары. На Львовщине сожгли дом советника президента Януковича Анны Герман, под Киевом - главы компартии Петра Симоненко. Русский язык вмиг оказался под запретом. Говорить на нем, конечно, можно. Предпочтительно с самим собой. Тебя никто не услышит - все госструктуры моментально перестроились.
В Луцке прямо на сцене местного "майдана" заковали наручниками губернатора Волыни и под камеру пинали его ногами. Во Львове "Беркут" покорно вышел на сцену и встал на колени. За кулисами дежурили автоматчики. Как тут не склонить головы и не посыпать их пеплом? Достойное шоу. Скотчем привязали главного таможенника Чопской таможни (Закарпатье) Сергея Харченко к столбу позора, и каждый прохожий плевал в него слюной ненависти. Он под страхом смерти рассказал, как брал, как давал. Как будто это было откровением! Но, господа будущие европейцы, имейте в виду, для европейского общества, что бы ни говорили эмиссары, вы - звери...
Восток волнуется
А что же восточные регионы, Крым, Одесса, где без русского языка себя не мыслят? Показательно получилось с Харьковом. Янукович поначалу сбежал сюда, чтобы выступить на экстренном съезде своей партии. О, какие речи звучали с трибун, какие клятвы! У журналистов создалось мнение, что вот весь съезд сейчас встанет, под пение "Интернационала" получит винтовки и пойдет на Киев на штыках восстанавливать легитимность Януковича. Но вместо этого съезд как-то рассосался. Сначала пропал Янукович - он так и не выступил с зажигательной речью на съезде. Потом испарились губернатор Харьковской области Михаил Добкин и мэр Харькова Геннадий Кернес. Потом потянулись к выходу местного аэропорта остальные делегаты. Город остался без власти. "Красные" уже ушли, а "белые" еще не пришли. Немногочисленные (человек 50) приверженцы майдана попытались поднять руку на Ленина. Жители не дали. Тогда под прикрытием милиции они "взяли" пустующую администрацию. Но что там делать? Вскоре вернулись Добкин с Кернесом. Они намекнули, что будут выполнять решения Киева, но с оглядкой на местный менталитет. А Добкин выдвинул свою кандидатуру на пост президента Украины. 2 миллиона 500 тысяч гривен залога за кандидатство без подписей - и ты неприкосновенен. Лучше деньги заплатить, чем в тюрьме сидеть. Так что Харьков соблюдает очень странный статус-кво.
Одесса тоже живет обычной жизнью. Работает Привоз. Ленин стоит. Дюк стоит. На "майданутых" здесь не обращают внимания. Хотя обеспокоены проявлением антисемитизма от "Правого сектора". Тем более что в Запорожье попытались сжечь синагогу. "Коктейль Молотова" разбился о пожарную лестницу, не долетев до окна. Здание не пострадало.
А что же Крым, где русских больше всего на квадратный метр земли, где слово "фашизм" и слово "бандеровец" воспринимаются вполне однозначно? Первым выступил Севастополь. От российских флагов рябило в глазах. По самым скромным подсчетам, на площади Нахимова собралось 35 тыс. человек. Это гигантская цифра для маленького Севастополя. На народном сходе был избран новый мэр города - гражданин России доктор наук и предприниматель Алексей Чалый. Бывший председатель горадминистрации Владимир Яцуба подал в отставку. Но его место строго по закону занял первый заместитель. Занял и уходить не собирался. Только внушительная толпа под окнами и подъем российского триколора на флагштоке горадминистрации изменили ситуацию. Чалый зашел в помещение. Остряки пошутили - теперь Севастополь наконец-то отЧалит от бандеровской Украины. Кстати, чтобы не попасть под статью (от законов здесь никто не отказывается, хотя идет переходный период), должность Чалого звучит двусмысленно - председатель Координационного совета Главного управления обеспечения жизнедеятельности Севастополя. По закону гражданин России не может быть главой администрации. Эти компромиссы не смущают большинство на площади. Председатель, мэр, голова - какая разница? Главное, флаг полощется.
В Николаеве и Керчи "майдановцы" организовали свои митинги. На первый пришло 5 человек. На второй 15. Жители не поняли революционного порыва. В результате заявления в милицию о рукоприкладстве и жестоких избиениях. Заведены уголовные дела, перспективы которых неясны.
В Симферополе, столице Автономной Республики Крым, неспокойно. Депутаты парламента день и ночь заседают. Грозятся выйти из состава Украины, если в Крым заедут бандеровцы. Ситуация не так проста, как кажется. 180 тыс. крымских татар объявили ультиматум - власть должна снести все памятники Ленину в течение суток, а то они за себя не отвечают. Памятники пока стоят, но атмосфера напряженная. Север и центр полуострова, который заселен преимущественно украинцами или крымскими татарами, или колеблется, или выступает за майдан. Южный берег Крыма, Керчь, Севастополь и Евпатория за отделение и, возможно, присоединение к России. Приехал только что назначенный от майдана и.о. главы МВД Арсен Аваков и смотрящий за СБУ Валентин Наливайченко. Это была разведка. Уехали ни с чем. Потом приехали российские депутаты. Леонид Слуцкий всего лишь пообещал изучить вопрос о присоединении Крыма к России. Но местная пресса уже возопила: на каждом углу выдают российские паспорта. Не сегодня завтра Крым пойдет по юго-осетинскому сценарию. Готовьтесь к войне!
Аппетит приходит во время войны
А Киев уже который день хоронит своих героев. То есть тела "Небесной сотни", как называют погибших штурмовиков "Правого сектора", уже с почестями преданы земле. Но народ все идет и идет, кто с гвоздиками, а кто с розами.
- Это дорога на Голгофу, - рассказывает мне Петро, майдановец со Львова. Он каждый день меняет лампадки, выложенные дорожкой от сцены майдана до Институтской улицы и метро "Крещатик", где атака захлебнулась под пулями снайперов. Между лампадками дорога из свежих цветов.
- Наши хлопци сгинули, але йшли. И мы перемогли, але сброи. Слава героям!
Прохожие на автомате ответили: "Героям слава!"
- А что дальше? Вы победили. Юлю выпустили из тюрьмы. Янукович исчез. Парламент работает, хоть и не все его признают. Может, пора баррикады разгребать?
- Да вы шо? - удивился Петро. - Мы тильки началы. Этих канцелярских крис мы вытравим! Дмитро Ярош наш лидир. Степан Бандера наш вдохновитиль. Чуть шо не так - майдан усих скинет! Будет наша уласть!
Будет, будет, я не сомневаюсь. Верховная рада, хоть она и предусмотрительно продлила свои полномочия в связи с неожиданным изменением конституции до 2017 года, ничего не означает на истинном майдане. Готовить политику будут здесь. Среди закопченных котлов полевых кухонь, профессиональных боевиков "Правого сектора" и множества зевак, которые и составляют народ Украины. Ну что, опять зевнули?
С недобрым утром!