Тенденцию объяснил гендиректор агентства Михаил Чаплыгин: "Спад продаж на российском рынке заставляет автомобильные предприятия расширять географию экспорта на развивающиеся рынки стран ближнего зарубежья. Увеличение экспорта машин из Петербурга продолжится в 2014 году в том числе за счет роста доверия к качеству российских иномарок. Рост поставок за рубеж в перспективе 2-3 лет может быть обусловлен расширением мощностей петербургских заводов, которые к 2017 году планируют производить порядка 700 тыс. машин в год"
За 2013 год петербургский автопром вырос на 1%. Предприятия города выпустили 392,9 тыс. автомобилей. Большая часть поставляемых за рубеж автомобилей приходится в Казахстан и Украину. Они поглощают 88% экспорта с петербургских заводов. Остальные автомобили импортируют Азербайджан, Беларусь, Кыргызстан, Узбекистан и Молдова.
Ведущий аналитик агентства "Автостат" Азат Тимерханов считает, что переоценивать рынки стран СНГ не стоит - они не такие объемные, чтобы на-деяться на серьезное увеличение экспорта и замещение сокращающегося внутреннего спроса. Несмотря на рост рынка в Казахстане, объемы продаж по итогам прошлого года составили всего 150 тыс. автомобилей, а на Украине - 220 тыс. машин. По всей вероятности, автопроизводителям придется искать новые рынки сбыта. "Нужно помнить, что режим промышленной сборки предполагает существенное увеличение производственных мощностей через несколько лет. Это значит, что произведенные машины помимо внутреннего рынка нужно продавать где-то еще. Остается экспорт, потому что внутренний рынок вряд ли сможет вырасти столь же существенно, как производство", - отметил эксперт.
Аналитик "Инвесткафе" Игорь Арнаутов прогнозирует снижение продаж автомобилей в СЗФО на 3% по сравнению с 2013 годом. Он объяснил рост экспорта увеличением в странах Таможенного союза импортных пошлин на иномарки и отсутствие конкуренции со стороны местных производителей. Эксперт считает маловероятным расширение производства в Петербурге до 700 тыс. автомобилей в год при текущей стагнации спроса. "Если сравнивать российский авторынок со странами СНГ, то их потенциал гораздо выше, что связано с низкой базой. Самый крупный автомобильный рынок СНГ - Казахстан. Продажи там выросли на 60% и составили 165 710 легковых автомобилей. Но это всего около 6% от объема российского рынка, поэтому для большинства производителей отечественный рынок останется основным", - уверен эксперт.