Дело в том, что белорусские метростроевцы взялись за сооружение в Москве отрезка подземки длиной 3,4 километра и новой станции. Для этого в российской столице зарегистрированы два юридических лица с белорусским участием, сформирован соответствующий профессиональный коллектив. Причем Минск готов расширить свою роль в развитии московской транспортной системы. Этот вопрос стал одним из основных на заседании Рабочей группы по координации взаимодействия Беларуси и города Москвы, прошедшем в Минске. В нем участвовали представительные делегации, возглавляемые председателем Минского горисполкома Николаем Ладутько и министром правительства Москвы, руководителем департамента внешнеэкономических и международных связей Сергеем Череминым. Оба руководителя, а также первый заместитель министра иностранных дел Беларуси Александр Михневич отметили стратегический характер этого сотрудничества, которое в прошедшем году и начале нынешнего успешно развивается по нарастающей.
Так, москвичей перевозят 300 троллейбусов минского производства. Работает на столичных объектах техника минских автомобильного и тракторного заводов, ОАО "Амкодор". Заключен масштабный контракт на поставку двухэтажных электропоездов белорусско-швейцарского производства для сообщения с подмосковными аэропортами.
В Москве каждый год проходят сотни выставок и ярмарок, на которых белорусские предприятия предлагают свою лучшую продукцию. Нельзя не упомянуть и теснейшие культурные связи - в Москве прошли Дни Минска, в белорусской столице - Дни Москвы. А перспективы еще более широкие. Сергей Черемин рассказал о том, как преображается российская столица, и пригласил к участию в этом процессе белорусских партнеров. Это касается и освоения "умной" транспортной системы, и опыта развития системы здравоохранения, и, конечно, экономической сферы. Обратимся к тем же минским троллейбусам. В ближайшее время в российской столице предполагается объявить тендер на закупку еще 150 троллейбусов, и руководитель московской делегации пригласил к участию в этом конкурсе. Как и в других тендерах и аукционах, а их в общей сложности предполагается провести около 2500. Деньги там огромные - 130 миллиардов российских рублей. Даже если относительно небольшая их часть будет заработана белорусскими предприятиями, это серьезно пополнит их портфель заказов.
Тем досаднее, что некоторые совместные проекты сталкиваются с определенными проблемами. Так произошло со строительством упомянутого белорусского участка московского метро. Российские проектировщики не обеспечили объект технической документацией, что задерживает перенос сетей и коммуникаций. На чересчур избирательные условия тендеров на поставку автобусов, из-за чего продукция Минского автозавода оказалась "непроходной", обратили внимание представители Министерства промышленности Беларуси. Эти вопросы активно обсуждались на заседании рабочей группы, и, похоже, удалось нащупать общие подходы. Так, белорусские организации готовы взять на себя проектную разработку метростроевских объектов, благо опыт исчисляется десятками лет. Состоялось и двустороннее обсуждение особенностей производства минских автобусов. Этот вопрос для белорусской столицы очень актуален. Ведь на МАЗе работают 20 тысяч человек, и их продукцию нужно продать.
Как будут развиваться белорусско-московские отношения? Вот что ответил на этот вопрос корреспондента "СОЮЗа" Николай Ладутько:
- В прошлом году товарооборот Минска и Москвы получил прибавку 7 процентов. В нынешнем году намечается еще больший прирост. Это результат взаимного доверия. Хорошо известны москвичам наша мясо-молочная, хлебобулочная продукция, мебель, изделия легкой промышленности. Однако надо серьезно увеличить в общем объеме экономического сотрудничества долю инновационных производств. Это научные разработки и современные изделия на их основе.
Перспективы сотрудничества Сергей Черемин обсудил и с белорусским вице-премьером Анатолием Калининым. А члены московской делегации посетили ряд минских предприятий, где обсудили возможности новых поставок их продукции. Следующее заседание Рабочей группы по координации взаимодействия Беларуси и города Москвы планируется провести в октябре в российской столице.
В те же дни белорусский премьер-министр Михаил Мясникович обсудил перспективы сотрудничества с делегацией Кемеровской области во главе с первым заместителем губернатора Максимом Макиным. Регион входит в десятку крупнейших белорусских деловых партнеров России. Руководитель белорусского правительства считает, что взаимный товарооборот может превысить миллиард долларов уже в этой пятилетке.