11.03.2014 00:40
Экономика

Небольшие города получат почти миллион рублей на свой сити-брендинг

Текст:  Ольга Бухарова
Российская Бизнес-газета - : №9 (938)
С этого года небольшие города, признанные лучшей территорией для бизнеса, смогут получить почти миллион рублей на свой сити-брендинг. Об этом "РГБ" рассказал президент "ОПОРЫ России" Александр Бречалов во время Межрегионального форума для предпринимателей "Территория бизнеса - территория жизни", где на суд жюри были представлены лучшие муниципальные практики.
Читать на сайте RG.RU

В 2014 году правительство не планирует экстраординарных мер для поддержки малого и среднего бизнеса. Как и в предыдущие годы, на программу поддержки предприятий малого и среднего бизнеса заложено 20,1 млрд рублей.

По словам директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции минэкономразвития Натальи Ларионовой, правительство займется "подкручиванием" уже имеющихся механизмов, доказавших свою эффективность.

До 1 июля этого года предполагается внести изменения в законодательство, которые предусматривают особый налоговый режим для предпринимателей. "Придумывать еще один специальный налоговый режим не совсем эффективно, поэтому договорились с министерством финансов, что меры будут действовать в рамках патентной системы налогообложения, - рассказала Наталья Ларионова. - Речь идет об автоматической регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на срок действия патента".

Это делается для того, чтобы упростить жизнь бизнесу, чтобы предприниматель не ходил всякий раз в казенный дом: сначала, чтобы зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель, потом встать на налоговый учет, а по прошествии какого-то времени еще и за "выпиской" из ФНС. Минэкономразвития хочет упростить эту схему, предусмотрев такой режим, при котором предприниматель, покупая патент, сразу становится ИП. Тогда не придется при сворачивании своей деятельности сниматься с налогового учета. Все будет происходить автоматически.

- В связи с этим придется немного "подкрутить" патентную систему, - рассказала Ларионова. - Должен быть решен вопрос: нужно ли вычитать из стоимости патента цену страховых платежей. Одного мнения предпринимательского сообщества недостаточно, придется обсудить этот вопрос и с муниципалитетами, так как фактически мы лишаем их доходной базы.

Регионы получат на развитие программ энергосбережения по 5 млрд рублей

Другой вопрос - нужно ли вводить коэффициенты в патенте. В минэкономразвития считают, что как только они будут введены, налоговый режим вплотную приблизится к единому налогу на вмененный доход (ЕНВД). Получится, что появятся два "брата-близнеца", учитывая, что ЕНФД будет отменен с 2018 года. Поэтому минэкономразвития предлагает коэффициенты для патентов вводить не раньше 2016 года, чтобы обеспечить плавный переход для бизнеса и органов власти.

Для предпринимателей как никогда важен спрос на продукцию, причем сбыт в широком смысле слова. Государство собирается поддержать это направление с помощью вступившего с этого года в силу закона N 223-ФЗ о госзакупках, устанавливающего для МСБ квоту в размере 15%.

Определена и другая квота, которая пока не работает. Она касается предприятий с госучастием (ГУПы, МУПы), а также госкорпораций. К концу 2015 года доля их закупок у предприятий малого и среднего бизнеса достигнет 25%. "Мы хотим открыть для предпринимателей большой рынок в 7-8 трлн рублей, - сообщила Наталья Ларионова. - Именно в такую сумму оценивается объем заказа для таких компаний".

Казалось бы, малому бизнесу остается только радоваться, что в ближайшем будущем он сможет рассчитывать на такой солидный куш. Однако в минэкономразвития полагают, что на практике не все "малыши" и не всегда являются надежными поставщиками. Лучших минэкономразвития поддержит с помощью программ партнерства, пообещала Ларионова.

Как правило, проблема не столько в поставках качественной продукции, сколько в грамотном ведении бизнеса. Зачастую гораздо важнее иметь юридическую подготовку и ориентироваться в структурных нюансах деятельности мегакомпаний, с которыми малые предприятия планируют строить бизнес. "За короткое время мы должны помочь малому бизнесу стать надежным и долгосрочным партнером таких корпораций", - сказала Наталья Ларионова.

Поддержать средний бизнес в этом году сможет новая структура - Агентство кредитных гарантий, которое готово выступать гарантом в региональных проектах. Капитализация новой структуры составит 50 млрд рублей. Эксперты рассчитывают, что уже в весеннюю сессию законопроект об агентстве пройдет через Госдуму. Оно станет непосредственным партнером региональных фондов. Как только на территории появляется проект, поддержанный местными властями, но которому не хватает денег, агентство выступит гарантом, "подставив плечо" через регфонды. Средний инвестпроект, который будет интересен новой структуре, минэкономразвития оценивает в 300 млн рублей.

Среди восьми районов - финалистов конкурса лучших муниципальных практик "Бизнес-Успех" не все готовы были предложить инвесторам такие дорогие проекты. К примеру, по словам начальника управления экономического развития администрации Костомукшинского района Карелии Зои Бубновой, для них совсем бы не лишними оказались 500 млн рублей, которые требуется вложить в строительство и разработку карьера талькового камня, который особенно ценится при строительстве плитки и каминов. Многие эксперты удивились не столько амбициозным запросам властей Костомукши, сколько тому факту, что в регионе, где из 13 городов 10 являются монопрофильными, район предложил серьезные проекты строительства котельной на биотопливе и возведения лыжно-биатлонного комплекса. Главным же инвестиционным преимуществом здесь считается близость к финской границе, до которой всего 37 километров.

Представители других муниципалитетов - победителей региональных этапов во время презентаций пытались, не повторяясь, рассказать о своих успешных практиках развития малого и среднего предпринимательства, не забывая при этом упомянуть о своей уникальности. Так, в Куйтунском районе Иркутской области все идет как по маслу, потому что главный бренд территории - рыжиковое масло, о котором вряд ли кто когда-нибудь слышал, но после рассказа главы региона о его исключительных полезных свойствах попробовать оригинальный продукт захотели многие.

А глава Заводоуковского городского округа Тюменской области Александр Анохин с ходу предложил инвесторам окунуться в знаменитые на всю округу горячие ключи. И тут же продиктовал номер своего мобильного телефона. После такого лестного предложения один из крупных российских банков заинтересовался проектом по строительству на территории Заводоуковского округа индюшачьей фермы (объем инвестиций 350 млн рублей). Ожидаемая доходность для инвестора, по оценке местных властей, составит не менее 26%.

Хохломская роспись стала визитной карточкой Семеновского округа Нижегородской области. Только в прошлом году здесь был продан почти 1 млн ложек, расписанных мастерами. Неудивительно, что основная статья доходов региона - туризм. Однако, как рассказал "РГБ" эксперт по сити-брендингу Василий Дубейковский, хохлому, так же как и тульский пряник, нельзя считать брендом территории, так как о самом регионе они мало говорят потенциальному инвестору. "У нас везде есть что брендировать, необходимо только понимать, как это делается, - уверен Александр Бречалов. - Это самый главный канал продвижения территории во всем мире. Сити-брендинг - это то, на что никогда не найдется денег у муниципалитета, но что поможет ему громко заявить о себе и привлечь инвестора".

Экономика Бизнес