"Необходимость внесения данных изменений в законодательство связана с высоким объемом потребления населением Российской Федерации алкогольных напитков, включая пиво, значительная доля которого упаковывается в полимерную потребительскую тару объемом более 1,5 литра. Дешевизна такой тары способствует доступности алкоголя для населения, а ее объем ведет к росту объема потребления", - считает один из авторов законопроекта, заместитель председателя Комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Виктор Звагельский.
Переходный период до 1 мая 2017 года обусловлен технической необходимостью перехода производителей алкогольной продукции на упаковку меньших объемов. Переоснащение производственных площадок, перераспределение производственных мощностей, приобретение и настройка оборудования, управление запасами сырья и материалов, значительная модернизация логистической цепочки, адаптация ассортиментной линейки потребуют значительного времени.
Разговоры о том, что пиво продается в слишком больших упаковках, идут давно. Предвосхищая возможные действия властей, пивовары добровольно отказались от производства пива в ПЭТ-упаковке объемом более 2,5 литра, а напитков с содержанием этилового спирта свыше 6% в упаковке объемом более 2 литров с 1 января 2014 года. При этом председатель Совета союза российских пивоваров Исаак Шепс сказал, что пивовары разделяют общественную озабоченность проблемой алкоголизма и готовы сотрудничать с органами государственной власти в выработке решений, направленных на снижение уровня алкоголизации. Однако подход должен быть взвешенным и отвечать интересам потребителей, государства и бизнеса. Поэтому в качестве эффективной альтернативы предлагаемым изменениям в действующее законодательство Союз российских пивоваров идет на добровольное самоограничение большого объема ПЭТ-упаковки для пива. Этого, однако, оказалось мало, и законодатели пошли дальше, еще более ограничив размер тары.
Законопроект, внесенный в Госдуму, - очередной шаг на пути деалкоголизации страны. В июле 2011 года президент Дмитрий Медведев подписал федеральный закон о госрегулировании производства и оборота алкоголя, в том числе пива, которое было приравнено к алкоголю и не должно продаваться в ларьках и палатках. В частности, документ запретил розничную продажу алкоголя с 23.00 до 8.00, за исключением организаций общественного питания - кафе и ресторанов. Кроме того, запрещалась продажа всего алкоголя, включая пиво, на территориях, прилегающих к детским, образовательным и спортивным учреждениям, а продажу алкоголя с содержанием спирта свыше 16,5% запретили на рынках (оптовых и розничных), на вокзалах, аэропортах, в местах массового скопления граждан. С 1 января 2013 года в России вступил в силу закон, устанавливающий новые правила продажи спиртного. Согласно документу, продажа пива и пивных напитков запрещена в нестационарных торговых объектах, к которым относятся киоски и павильоны площадью менее 50 кв. м. Исключение составляют предприятия общественного питания: бары, рестораны и кафе.
Следующим шагом станет лицензирование производства пива с 1 июля 2014 года. Законопроект с соответствующим содержанием уже внесен в нижнюю палату парламента. Документ освобождает от лицензирования только мини-пивоварни, которые производят до 100 тысяч декалитров в год. По мнению авторов законопроекта, поправки помогут наладить контроль за производством пивоваренной продукции. "Сегодня ни одна служба не сможет предоставить точные данные, сколько пива производится в России. Эта поправка позволит точно установить реальные объемы производства и иметь полные данные о масштабах пивного производства в стране и о том, сколько производители пива должны платить в бюджет", - говорится в пояснительной записке к документу.
Лицензирование позволит контролировать количество и качество пива, произведенного в стране. Кроме того, лицензирование поставит в равные экономические условия производителей всех видов алкогольной продукции, считают авторы законопроекта.
Сегодня производством пива в России занимаются пять крупных производителей и около 800 небольших предприятий. Они расположены в 78 регионах, многие находятся в отдаленных городах и поселениях, где являются основными налогоплательщиками и работодателями. По данным Федеральной налоговой службы, в 2012 году пивовары произвели 974 млн дал. пива и уплатили в бюджет 114,6 млрд руб. По итогам 2012 года в отношении напитков, производимых в России, сборы от оборота пива превысили сборы от оборота крепкого алкоголя на 4,1 млрд руб.
"Поправка также позволит контролировать качество производимой продукции, которая сегодня вызывает большое количество нареканий. Не секрет, что недобросовестные производители в погоне за прибылью используют рис, кукурузу, мальтозную патоку и прочие заменители солода в количестве свыше 20% от объема. Поэтому многие разрекламированные марки изготавливают ускоренным методом - всего за 15 суток, что и понятно: для производителя играют роль цифра, вал, отчетность. При таком подходе на выходе получается то, что можно назвать "коммерческим напитком", но только не пивом. Разумеется, производитель, пользуясь отсутствием надлежащего контроля, не афиширует эти приемы, поскольку они на корню противоречат классическим канонам пивоварения", - отмечают авторы законопроекта. Лицензирование позволит жестко соблюдать нормы производства, при соблюдении которого пивом будет считаться напиток, изготовленный только из хмеля, солода и воды.