До сих пор такое право выбора было только у страховщиков. И в большинстве случаев они предпочитали расплачиваться деньгами. Сам процесс проще. Оценщик - оценил, страховщик - заплатил. С сервисом ситуация сложнее. Во-первых, страховщику необходимо иметь договоры с ремонтными организациями. Во-вторых, система взаиморасчетов усложняется. В частности, надо согласовать попунктно каждое действие ремонтника, чтобы не заплатить лишнего. А еще возникают сложности урегулирования сроков. С выплатой все понятно. Деньги перечислены, срок закончился. А ремонт может растянуться надолго: то запчастей нет, то очередь на покраску... В общем, невыгодно страховщикам работать с автосервисами.
Инициаторами этой поправки стали депутаты Госдумы. Один из них - Ярослав Нилов - тогда говорил, что необходимо предоставить право выбора именно автовладельцу. Если страховщик насчитает сумму, за которую и бензина не зальешь столько, чтобы до автосервиса доехать, то пусть сам за эти деньги и ремонтирует. Это предложение было немного доработано с учетом распределения обязанностей. В новом варианте предполагается, что эта поправка сократит не только количество споров по сумме выплат, но и судебных обращений.
Итак, если водитель выберет именно такой способ компенсации, то страховщик должен предоставить ему направление в сервис в течение 20 дней после заявления об убытке. У сервиса есть свои собственные сроки для выполнения работ. Что важно, сроки оплаты услуг страховщиком на них не влияют. Если страховщик вовремя не заплатил сервису, это проблема сервиса. Отремонтировать и вернуть автовладельцу автомобиль он должен независимо от того, получил ли деньги от страховщика. А если сервис затягивает с ремонтом, то тогда он несет полную ответственность перед автовладельцем в соответствии с законом о защите прав потребителя, со всеми штрафами за каждый день просрочки и штрафом в половину стоимости услуги. Таким образом страховщики отчасти оградят себя от разгневанных водителей, которым денежных выплат может и не хватить на ремонт.
Есть у этого предложения еще один подводный камень. Выплаты страховщиками назначаются с учетом износа деталей. Есть список узлов и агрегатов, на которые износ не начисляется. Он касается только тех элементов автомобиля, при неисправности которых эксплуатация машины запрещена. Но рынок б/у запчастей у нас не развит. Поэтому, скорее всего, автовладельцу придется доплачивать за восстановление машины после аварии из своего кармана, если она не застрахована по КАСКО.
Напомним также, что накануне президент Путин поручил правительству совместно с Центробанком внести к 1 июня в закон об ОСАГО изменения, направленные на повышение эффективности защиты прав потерпевших на возмещение вреда, причиненного их жизни, здоровью или имуществу при использовании транспортных средств иными лицами.
Поправки в закон об ОСАГО, которые готовятся ко 2-му чтению, предполагают также увеличение лимитов выплат. По материальному ущербу - до 400 тыс. рублей вместо сегодняшних 120 тыс., по жизни и здоровью - до 500 тыс. в противовес нынешним 160 тыс.
Помимо этого выплаты по жизни и здоровью будут фиксированными. Пострадавшим в ДТП их перечислят в зависимости от вида травмы в сумме, определенной по специальной таблице, и независимо от полученного лечения. Сейчас страховщики оплачивают по ОСАГО только то, что выходит за рамки договоров обязательного медицинского страхования. Поэтому и выплачивается по жизни и здоровью менее 0,5% от всех выплат по ОСАГО.