Переселенцам выплатят подъемное пособие - 20 тысяч рублей; в течение года им будут выдавать восемь тысяч рублей ежемесячно в качестве компенсации затрат на съем жилья. Кроме этого, они смогут досрочно (уже через полгода работы на "Авиастаре") вступить в жилищную программу и приобрести жилье в ипотеку по льготным условиям, с компенсацией первого взноса от предприятия. Все это - в дополнение к тем льготам и выплатам, которые предоставляются в рамках программы по переселению соотечественников, стартовавшей в Ульяновской области в конце прошлого года.
Ввести собственные меры поддержки на авиазаводе решили не от хорошей жизни. По словам директора по персоналу предприятия Вадима Овейчука, ситуация на ульяновском рынке труда, по прогнозам, в ближайшее время будет ухудшаться.
- Борьба за квалифицированных работников обострится. Связано это и с демографической ситуацией (сейчас мы пожинаем плоды лихих 90-х, когда рождаемость была очень низкой), и с высокой инвестиционной активностью региона. Строятся новые предприятия, которым тоже нужны сотрудники. По предварительным подсчетам, одним только резидентам Портовой особой экономической зоны, расположенной не так далеко от "Авиастара", потребуется более четырех тысяч специалистов, - пояснил Овейчук. - У нас же в 2014 году потребность в основных производственных рабочих составляет более 700 человек. В ближайшие три - четыре года мы должны принять свыше трех тысяч новых работников. Плюс, ежегодно, еще и 200-250 человек инженерно-технического персонала.
Напомним, сейчас "Авиастар" запустил серийное производство самолетов Ил-76МД-90А по госконтракту с Минобороны РФ. Для военного ведомства ульяновцы должны собрать 39 воздушных судов. Первые два серийных самолета сойдут со стапелей в нынешнем году. Кроме этого, ожидается подписание контракта на поставку Минобороны топливозаправщиков Ил-78, которые будут созданы на базе Ил-76МД. В общей сложности до 2020 года предприятие должно собрать до 83 самолетов. Если прибавить к этому работы в рамках кооперации по самолетам SSJ 100, на который ульяновцы устанавливаю интерьеры, и МС-21 ("Авиастар" - один из главных кооперантов по этому проекту с Иркутским авиазаводом), а также изготовление запчастей для Ил-76 и возможную кооперацию с заводом "Аэрокомпозит", загруженность предприятия в ближайшие годы будет рекордной.
Кадровую политику ульяновцы выстраивают по двум направлениям. Первое - это привлечение и закрепление на предприятии молодежи. Готовых специалистов авиапрома в Ульяновской области сегодня, увы, нет. Да и в России, из-за недавнего "провала" в отрасли, они в большом дефиците. Выход один - обучать с чистого листа.
На одного ученика на авиазаводе затрачивают четыре месяца наставничества и примерно 90 тысяч рублей. После этого он становится молодым рабочим.
- Но прежде, чем молодой человек станет профессионалом, пройдет от трех до пяти лет, - поясняет Овейчук. - На предприятии очень сложное высокоточное оборудование. У нас уже были примеры, когда вчерашнего ученика ставили к станку, на котором обрабатывается деталь стоимостью в несколько сотен тысяч рублей. И из-за отсутствия опыта он ее выводит в брак. Так что предел набора молодых рабочих без опыта мы определили в процентов 30-40. Остальные должны быть готовыми профессионалами, с соответствующим образованием и опытом работы в авиаотрасли. Их и мы и ждем из других регионов и из-за рубежа.
В рамках второго направления кадровой политики упор делается на специалистов из Узбекистана и Украины, где в свое время были сильные предприятия авиапрома. Причем, если с первой страной работа идет через посольства, куда от руководства региона направлены письма с просьбой помочь авиапредприятию кадрами, то украинских специалистов пока ищут посредством "сарафанного радио" - чтобы не накалять и без того напряженную обстановку. Как уточнил Овейчук, у него есть список из нескольких десятков жителей Украины, которые готовы приехать в Ульяновск на работу.
Сейчас на авиазаводе уже работает около 20 мигрантов. В прошлом году восемь из них, бывшие сотрудники Ташкентского авиационного производственного объединения имени Чкалова, которое выпускало самолеты Ил-76, получили гражданство в ускоренном порядке. За них "хлопотал" глава региона, отправивший ходатайство президенту РФ.
Переселенцы участвовали в создании летного образца модернизированного Ил-76МД-90А. В их числе - как профессиональные рабочие (например, мастер участка), так и руководители. Один из них на Ташкентском авиапредприятии был начальником цеха, в Ульяновске же его повысили до заместителя директора "Авиастар-СП" по производству. В Россию их вызвали больше года назад, для того, чтобы реализация проекта велась с участием максимального количества квалифицированных и опытных специалистов.
- Мы с удовольствием берем людей с и УАЗа, а также его заводов-смежников. Но, к сожалению, на этих предприятиях нет специалистов нужных нам профессий. Так что они трудоустраиваются учениками, - пояснил директор по персоналу. - Есть ряд профессий, которые имеют общее машиностроительное направление - например, слесарь механосборочных работ, оператор станков с ЧПУ. Но важно, чтобы человек имел опыт работы примерно на таком же оборудовании, которое имеется у нас. В любом случае, к каждому специалисту мы будем подходить индивидуально.
Николай Соловьев, председатель Российского профсоюза трудящихся авиационной промышленности:
- В течение последнего полутора десятка лет авиапром терял кадры: процесс замедлился лишь около пяти лет назад. И 2013 год мы завершили пусть с небольшим - 0,7 процента, но приростом. Появилась другая проблема - отсутствие квалифицированных специалистов, как конструкторов, научных работников, так и рабочих. Профучилищ почти не осталось. Рабочих, за редким исключением, готовят на полусписанном оборудовании, с учетом того, что они "дорастут" уже на предприятии. Чтобы кардинально изменить ситуацию, на мой взгляд, нужно поднимать престиж - как рабочих профессий, так и самого авиапрома.
Справка "РГ"
Средняя зарплата на ульяновском авиазаводе:
2010 год - 16 тыс. руб.
2013 год - 21,5 тыс. руб.
Прогноз на 2014 год - 24,5 тысяч рублей.