Сегодня при закупке у единственного поставщика закон о контрактной системе устанавливает порог в 5 процентов от размера средств, предусмотренных на осуществление всех приобретений заказчика в течение года.
Исключение предусмотрено только для нужд заказчиков сельских поселений: они могут осуществлять закупки у единственного поставщика без установленных ограничений. Однако депутаты собираются убрать подобные лимиты в тех случаях, если годовой бюджет заказчика на эти нужды не превышает миллиона рублей.
По словам разработчиков новации, в большинстве случаев общий годовой бюджет закупок у многих учреждений составляет не более 800-850 тысяч рублей. Поэтому при существующих законодательных ограничениях они сталкиваются с тем, что на закупки у единственного поставщика они могут тратить 40-45 тысяч рублей в год. "Безусловно, это сумма не сможет обеспечить потребностей заказчика при заключении контрактов с единственными поставщиками", - говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Член комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Игошин, являющийся одним из авторов законопроекта, рассказал "РГ", что многие заказчики располагают очень небольшими бюджетными средствами. По его данным, они тратят на закупки менее 100 тысяч рублей в месяц. Поэтому им нерентабельно содержать для этого специальных сотрудников и проводить длительные конкурсы и аукционы.
Игошин не видит коррупциогенной опасности в поправках в закон о федеральной контрактной системе (ФКС). Он считает, что проконтролировать объемы и число сделок у подобных организаций можно и в существующем режиме.
"Если какие-то закупки будут совершаться тут по заведомо нерыночным ценам, их просто невозможно будет утаить в общем объеме контрактов, как в больших структурах. Так что серьезных коррупционных рисков не просматривается", - убежден депутат.
Внесение подобных изменений в закон о ФКС позволит оптимизировать осуществление закупок небольшими учреждениями как в центральных регионах России, так и в отдаленных ее областях, замечает юрист Кирилл Дозмаров. "Такие учреждения не будут тратить время и средства на организацию тендерных процедур, так как кроме лишних затрат на проведение самих конкурсов и аукционов проведение таких процедур нередко может заканчиваться жалобами в антимонопольные органы в связи с вольными или невольными нарушениями закона о ФКС, допущенных заказчиком при проведении тендера", - говорит он.
По словам эксперта, такие жалобы приводят к срывам закупочных планов, дополнительным расходам в связи с осуществлением антимонопольным органом контрольных мероприятий, а нередко и к необходимости проведения нового тендера. Закупка же у единственного поставщика нивелирует указанные потенциальные проблемы, резюмирует Дозмаров.