- У нас нет инструментов, позволяющих разрешать конфликты между врачом и пациентом, а медицинским организациям в случае их вины компенсировать ущерб пациентам, - сказал Леонид Рошаль. - Объем претензий нарастает как снежный ком, и среди них множество несправедливых. Возникают ситуации, когда ни у простых врачей, ни у медицинских учреждений просто нечем расплачиваться по судебным искам.
Участники конференции говорили о том, что противоречия в нормативно-правовой базе, приводящие к неоднозначной трактовке действий врачей, а часто и необъективная работа института судебно-медицинской экспертизы приводят к росту недовольства пациентов, с одной стороны, и напряжения во врачебном сообществе - с другой.
- Экспертиза качества медицинской помощи существует только в рамках системы обязательного медицинского страхования, - отметила заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения Ирина Серегина. - Страховые компании, безусловно, должны защищать застрахованных, но пациенты почему-то мало обращаются туда, и этот механизм по сути не работает. Росздравназдор готов в пределах своих полномочий содействовать разработке алгоритма досудебного разбирательства.
Врачи ссылались на опыт других стран, в частности, Германии, где в досудебном порядке решается 80% всех спорных ситуаций, а их рассмотрение основано на обезличенной независимой профессиональной экспертизе качества медицинской помощи, которую проводят представители врачебных палат. В России подобный опыт есть у немногих регионов, например, у Врачебной палаты Смоленской области.
Она существует уже пять лет, за которые рассмотрено более 700 жалоб на ненадлежащее оказание медицинской помощи и проблемы лекарственного обеспечения инвалидов. Почти все они были урегулированы на досудебном уровне. Палата заключила соглашения с департаментом здравоохранения области и с областным подразделением Росздравнадзора о том, что поток жалоб может рассматриваться в досудебном порядке. Пациенты имеют возможность обратиться непосредственно в палату, во всех медицинских организациях области доступны ее адрес и телефон.
Одним из элементов системы досудебного регулирования конфликтов может стать также процесс медиации - разрешение споров и конфликтов с участием третьей нейтральной стороны.
- Пришло время для официального введения в систему медиаторов здравоохранения, - считает проректор Института развития дополнительного профессионального образования Юрий Ушанов. - Если стороны не приходят к мировому соглашению, они смогут также обращаться в Третейский (негосударственный - Прим. ред.) суд.
Однако, чтобы система заработала по-новому, необходима, во-первых, объективная независимая экспертиза качества медицинской помощи, во-вторых, исправление противоречий в нормативно-правовых актах, которые порой и служат причиной нарушений. Ликвидировать правовые противоречия поможет включение в процесс аудита нормативно-правовых актов, готовящихся в Минздраве России, представителей профессионального сообщества.