Напомню, программа "Велиб" была задействована по инициативе нынешнего мэра Парижа несколько лет тому назад и оказалась весьма эффективной. В городе было построено более тысячи парковок, каждая с десятком - другим велосипедов. Их можно брать в любом месте города и оставлять на любой другой станции "Велиб". Стоимость дневного абонемента - в районе 2 евро. Причем первые полчаса - бесплатные, а вторые стоят 1 евро. После тариф начинает увеличиваться. Для того, чтобы получить право пользоваться городскими велосипедами надо иметь банковскую карточку, на которой должно быть минимум 150 евро. Это залог. Он автоматически блокируется на стойке прокатной стоянки. Блокировка снимается, как только велосипед возвращается на одну из парковок.
Примерно по такой же схеме работает прокат электромобилей - сеть "Аутолиб". Сейчас в Париже насчитывается свыше четырех тысяч автомобилей "Аутолиба".
На данный момент в России электромобили популярными не назовешь. Официально сертифицированы лишь три модели этой техники Mitsubishi iMiEV, наша родная EL-LADA и китайский электромобиль в отечественной доработке E-Car GD04B. Только за прошлый год было продано 217 Mitsubishi iMiEV. Продажи оставшихся двух марок исчисляются десятками. Причин тому несколько.
В первую очередь, ограниченный пробег этих автомобилей. Как правило, он заявлен в районе 150 км на одной зарядке. При этом на самом деле он заметно меньше. Вторая причина - отсутствие зарядной инфраструктуры. От обычной розетки заряжать такой автомобиль можно, но на это требуется от шести до восьми часов. Быстрозарядных станций, на которых можно заправить подобный автомобиль за 15 минут, у нас единицы. Понятно, что чем больше будет у нас электромобилей, тем быстрее будет развиваться и зарядный сервис. Но для их численного увеличения требуется очень многое. Ведь этот автомобиль предполагает как минимум наличие стоянки у дома и парковки с доступом к электророзетке.
Еще один фактор - это цена. С первого февраля были обнулены пошлины на электромобили. В результате Mitsubishi снизило цену на iMiEV с 1800 тысяч рублей до 999 тысяч рублей. По результатам прошлого года Россия занимает третье место по продажам этого электрокара в мире. В Европе электрокарам часто предоставляют бесплатную парковку, разрешают движение по выделенным полосам для общественного транспорта. В Германии правительство возмещает до 80 процентов стоимости электрокара.
В Москве сейчас существует около 50 станций для зарядки электромобилей, большая часть из них находится на корпоративных и коммерческих площадях - например, в торгово-развлекательных центрах.
По городу ездит всего только около тысячи электромобилей, считая гибриды (для сравнения - число автомобилей в столице, по статистике департамента транспорта, приближается к трем миллионам). Кстати, электромобили можно бесплатно оставлять на платных парковках в центре Москвы, без каких-либо разрешений.
- Рынок электромобилей в России пока находится в стадии формирования. Хорошим стимулом к развитию была бы реализация проекта каршеринга, аналогичного Autolib, - рассказали "РГ" в пресс-службе МОЭСК, которая построила 28 московских электрозаправок. - Сейчас целесообразнее развивать инфраструктуру для корпоративного и общественного электротранспорта, в частности электробусов.
Экологичный транспорт используется и в городском хозяйстве Москвы - бригады энергетиков часто выезжают к местам аварий на электромобилях. А во многих столичных парках, например, в Коломенском, проводятся "электромобильные" экскурсии. В конце февраля правительство Москвы заключило соглашение с "Мосэнерго", которая будет строить в столице зарядные станции.
Город даже готов предоставить под это землю. Однако сколько будет этих станций и где именно они расположатся, пока неизвестно. Инициативу парижских властей сделать прокат электромобилей бесплатным в московском правительстве одобряют. "Идея хорошая, полезно для экологии", - сказал "РГ" замглавы департамента транспорта Москвы Гамид Булатов.
Подготовили Елена Петешова, Владимир Баршев