Как говорят нейрофизиологи, мы не понимаем, как работает мозг, что такое память и т.д. И, очевидно, не поймем, пока за дело плотно не возьмутся генетики. Они должны ответить на многие вопросы, связанные с мозгом, и прежде всего понять, как он вообще возник. В последнее время внимание научного сообщества привлекли результаты, полученные генетиками в американском университете Йеля.
Ученые изучали, как гены участвуют в формировании новой коры мозга (неокортекса). Эта уникальная структура считается венцом эволюции. Она управляет познавательными способностями, мышлением, восприятием, речью, поведением и т.д. У низших млекопитающих она только намечена, у человека составляет основную часть коры. По словам авторов исследования, сам процесс "рождения" мозга немного напоминает работу песочных часов. Такой вывод они сделали, изучая, как работают гены, отвечающие за формирование неокортекса.
Итак, выделены три этапа развития мозга, начиная с зачатия и кончая периодом полового созревания, когда природа практически завершает работу над ним. Самый бурный, даже взрывной период активности генов приходится на первые шесть месяцев после зачатия. Именно тогда в общих чертах уже складывается структура будущего мозга. Затем большинство генов затихает, образуя "горлышко" песочных часов. В деле остаются только те, которые отвечают за связи между разными зонами мозга. Эти гены фокусируются на создании таких соединений, своего рода электросети.
Наконец, наступает третий этап, он завершает развитие мозга. На исходе детства и в начале взрослой жизни человека гены вновь просыпаются и начинают "играть" в полную силу. В этот период достраивается, доводится до совершенства архитектура неокортекса, идет тонкая настройка всех зон коры, синхронизация их работы между собой.
Важно, что одновременно ученые изучали, как работают гены при формировании мозга ближайших "родственников" человека - обезьян. Оказалось, что у них три фазы развития отсутствуют. Это говорит о том, что именно такая специфическая схема развития неокортекса играет важную роль в формировании человеческого мозга. Может быть, именно в этой специфике и заключается причина его уникальности. Чтобы дать окончательный ответ, ученым еще предстоит провести немало новых исследований. Результаты этой работы подчеркивают, насколько важно правильное взаимодействие между генами и внешней средой в первые несколько лет после рождения ребенка. Это в значительной степени определяет, как структуры мозга будут использоваться в дальнейшей жизни человека.