Сергей, вы ведь совсем недавно, в декабре, выступали в Киеве. В конце марта должны были ехать в Тбилиси - но, увы, гастроли отменили, кому-то из горячих голов в Грузии не понравилась ваша точка зрения на украинские события, которой вы не скрывали. Это Вас не расстроило?
Сергей Безруков: В киевском театре, расположенном буквально рядом с "майданом", играл спектакль "Пушкин", и он прошел просто на ура. Этот же спектакль я планировал привезти в Грузию, что, к сожалению, сделать не удалось.
В Грузии осенью прошлого года я играл спектакль "Хулиган. Исповедь" по поэзии Есенина - в зале на две тысячи человек. Зрители читали вместе со мной стихи русского поэта, и все было хорошо! Во Львове тоже год назад я играл этот же спектакль "Хулиган. Исповедь", и все было замечательно. Просто кому-то выгодно манипулировать ситуацией, чтобы вот так разводить народы.
С Грузией у меня остались прекрасные отношения, я звонил своим друзьям туда. Кому хуже от такой отмены спектакля? В первую очередь, зрителям, которые становятся жертвами политиков. Жалко, что "Пушкин" туда не доехал. Кстати, такими ситуациями и проверяется любовь: отвернутся - значит, не любили. Художнику и это полезно, закаляет. Все любить не могут, не бывает такого. У того же Пушкина есть стихотворение "Клеветникам России". Вывесил бы сегодня какой-нибудь блогер такое в соцсетях - это было бы подобно ядерному взрыву. Откуда в Александре Сергеевиче этот патриотизм - он ведь, казалось бы, и "невыездным" был в родном отечестве, и на Сенатскую площадь вполне мог выйти, и "в свой жестокий век восславил… свободу и милость к падшим призывал"…
Вы же понимали, от кого и что услышите в свой адрес, когда подписывались под письмом в поддержку позиции президента РФ по ситуации в Крыму?
Сергей Безруков: Конечно. Я понимал, что нужно запастись терпением и иметь смелость. И все деятели культуры, подписавшиеся под этим письмом, поддержали именно крымчан, которые попросили помощи. Запад же откровенно закрывает глаза на фашистов, которые грамотно смешались с настоящими украинскими патриотами.
К сожалению, патриотизм в России стал ругательным словом. Заявляешь о своем патриотизме, будь готов, что тебя сразу запишут в определенный "лагерь". Видимо, и правда каким-то силам выгодно в нас уничтожить чувство Родины? Которое, кстати, и помогло нашим дедам победить в Великой Отечественной войне. Вот даже по спортивным соревнованиям сейчас видно сразу - кто играет "за деньги", а кто "за страну". Кстати, про Олимпиаду. Победы наших олимпийцев и паралимпийцев многим помогли снова ощутить чувство гордости за Родину, от которого мы за последнее время отвыкли. Гордость за Родину, за соотечественников - это же и есть патриотизм.
Если вернуться к событиям на Украине…
Сергей Безруков: Я уважаю украинских патриотов, которые вышли на Майдан бороться за свою свободу, против олигархов и Януковича. У меня много друзей в Киеве и Одессе. Экономика страны была разрушена, нищенские пенсии, уже край наступил терпению людей. Но от заявлений, которые мы услышали от настоящих фашиствующих элементов, смешавшихся с настоящими патриотами, - "Холокост русским!" - становится жутко. Неужели там забыли, что такое Бабий Яр? И беда, что любое высказывание против фашистов тамошней пропагандой переиначивается, истолковывается, как высказывание против патриотов Украины. А не надо смешивать! Патриоты - одно, а фашисты - другое. Настоящий патриот любит свою многонациональную культуру, выступает за бережное сохранение всех языков, на которых говорят граждане страны.
А как объяснить это тем западным музыкантам, артистам, которые поспешили отменить в России свои выступления в знак протеста против присоединения Крыма?
Сергей Безруков: В эпоху информационных войн сложно кого-то судить, им же представляют русских некими агрессорами, и все. Я, кстати, помню, как в свое время националистическая партия "Свобода" чуть не сорвала в Киеве премьеру фильма "Матч" (о знаменитом "матче смерти" киевских "динамовцев" с немцами в годы войны - А.Р.). Я абсолютно не понимал, как такое может быть. Премьеру тогда сорвать не дали, она состоялась, но на западной Украине фильм к прокату запретили. При том, что меня любили везде, я приезжал в любой город что на западной, что на восточной Украине, ко мне везде хорошо относились. Надеюсь, пройдет время, эмоции улягутся. Сейчас же эмоции превалируют над разумом. Главное, чтобы политики нашли способ договориться. Мы же все одинаково голосуем за мир, деятели культуры - тем более. Даже если у нас разная гражданская позиция.
Но у нас же самих, в нашей российской культуре проблем тоже хватает…
Сергей Безруков: Проблем хватает, как и в любой стране. Мы, например, бьемся сейчас за то, чтобы вернуть и детские фильмы, которых сегодня просто нет, и за отечественное кино в российском прокате. У нас же засилие американского кино. Я не к тому, что оно плохое, но до нашего проката доходят одни фильмы-развлечения... Как снова приучить зрителя к российскому кино? Сколько я боролся за то, чтобы возродить детский кинематограф. Отчаялся, и сам снял фильм "Реальная сказка", - и то пришлось делать кино не совсем для детей. Благодаря студии "Мельница" и Сергею Сельянову у нас есть анимационные фильмы про богатырей, хоть что-то наше российское. Ну и все. Своего ничего почти не осталось.
А если б вам предложили - разве вы не стали бы сниматься в Голливуде?
Сергей Безруков: Да, мне неоднократно предлагали. Но наших отечественных звезд, которые сегодня снимаются в США, мы не увидим в главных ролях. Мне предлагали, скажем, что-то из рода бандитов и кагэбэшников. Зачем это мне? Попкорном и без того успешно пичкают зрителя в кинотеатрах, на телевидении. Я много на себя не беру, но я собираю полные залы - люди приходят и слушают стихи Есенина. Моя позиция видна в моих спектаклях. В картине "В июне 1941" мой герой-пограничник возвращает пограничный столб с гербом Советского Союза. Дело не в гербе, а в чувстве долга и чувстве родине у этого пограничника.
Кстати, о ваших героях - с кем из них, на ваш взгляд, ассоциируется у зрителя в первую очередь актер Сергей Безруков?
Сергей Безруков: Не знаю. Кто-то до сих пор помнит бандита Сашу Белого, а кто-то Пушкина или Есенина. А для кого-то, для детей особенно, я - Витя Сумрак из "Каникул строгого режима". А кто-то даже небольшой эпизод из фильма "Адмирал" помнит, где я белого генерала сыграл, и с уважением относится к этой роли. А кто-то думает, что моя лучшая роль - в "Мастере и Маргарите". Я люблю все свои роли, они все разные. Чтобы там ни говорили недоброжелатели, особенно в интернете с его "ботами" и "троллями". Пусть смеются, как угодно, лишь бы войны не было. Я свое дело твердо знаю, и позиция у меня есть.
С вашим назначением на пост худрука Московского губернского театра связывали надежды на возрождение престижа театра. Можно ли сегодня говорить о первых успехах?
Сергей Безруков: Год был непростой. Я был назначен художественным руководителем Московского областного дома искусств в марте прошлого года, Губернского театра еще тогда не существовало: только девятого января 2014 года два областных театра были объединены. Но первый премьерный спектакль по пьесам Островского "Нашла коса на камень" вышел уже 22 декабря. Это многонаселенный спектакль, я специально объединил три пьесы в одном произведении, чтобы занять как можно больше актеров. Билеты проданы на много месяцев вперед. Получился спектакль-праздник, спектакль-ярмарка и в то же время спектакль о любви.
По вашему, сегодня зрителю в театре не хватает позитива?
Сергей Безруков: Сейчас много агрессии. Понятно, что есть проблемы, но зрителю нужно ощущение надежды и любви. Спектакль по Островскому - это такая фантазия на тему, можно ли заниматься российским бизнесом и не воровать. Главный герой Савва Васильков обращается к залу: "Сколько можно воровать-то?", и зал взрывается аплодисментами.
А 16 марта у нас прошла новая премьера, спектакль "Первое второе пришествие", по пьесе Алексея Слаповского. У режиссера Сергея Пускепалиса получился спектакль с потрясающим чувством юмора. История о том, как в соседе, обычном парне, бывшем десантнике, увидели вдруг нового Мессию, - на самом деле получилась о том, могут ли люди меняться внутренне, способны ли воспринимать Истину? Или, как и две тысячи лет назад, люди не готовы к приходу Мессии? Люди ведь не меняются, те же страсти, те же пороки…В актере Александре Аноприкове, на мой взгляд, есть сила, искренность, чистота, необходимые для роли Петра Салабонова.
Еще один спектакль ставит на Малой сцене молодой, талантливый режиссер Павел Артемьев, - "Прекрасное далеко" по пьесе Данилы Привалова. Я люблю спектакли со смыслом. Кроме того, убежден: можно затрагивать в спектаклях проблемы сегодняшнего дня, но при этом в конце нужно обязательно оставлять зрителю надежду. Свет в конце туннеля все равно должен быть!
На сцене "свет в конце туннеля" увидеть, видимо, все же проще, чем в жизни реальной?
Сергей Безруков: В нашем мире трудно балансировать на этой грани. Мир очень жесток и агрессии в нем через край. Но я всегда выступал за позитив, и буду выступать! Если после просмотра спектакля остается ощущение "хоть в петлю лезь" - это просто чудовищно. Искусство, мне кажется, всегда должно служить добру и не отнимать надежду. Вот в ситуации с Крымом - тоже важна как раз возможность решить проблему мирным путем. А если кто-то еще не понимает, что происходит, я советую посмотреть американский фильм "Хвост виляет собакой", с Робертом де Ниро в главной роли. Там очень наглядно показано, как можно снять кино о войне, которой в реальности не существует, - зато формируется нужное общественное мнение…