Проект постановления на эту тему подготовил Минпромторг России. Он размещен на портале о раскрытии информации о подготовке законопроектов, и сейчас идет его общественное обсуждение. Если оно будет успешным, документ может вступить в силу с 1 апреля.
Согласно проекту постановления, под запрет могут попасть как серьезная аппаратура: томографы, маммографы, устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, различное стоматологическое оборудование, инкубаторы для новорожденных, аппараты назальной респираторной поддержки дыхания новорожденных, дефибрилляторы, так и салфетки антисептические спиртовые или с содержанием лекарственных препаратов, раневые повязки, шприцы, иглы инъекционные.
Также под запрет попадает продукция, если более половины ее компонентов (в конечной цене изделия) - иностранного производства.
Установить новые правила игры хотят для защиты внутреннего российского рынка от излишней зависимости от иностранного оборудования.
Как говорится в пояснительной записке к документу, российский рынок медицинских изделий является одним из самых динамично развивающихся в мире. С 2006 по 2012 годы он вырос более чем в 3 раза. И значительное влияние на его развитие оказал растущий рынок медицинских услуг - в прошлом году его объем составил 1,1 триллиона рублей, что на 9,3 процента больше, чем в 2011 году. При этом основная доля расходов приходится на сектор обязательного медстрахования (ОМС), который в 2012 году занимал 62 процента стоимостного объема рынка. Кроме того, на динамику рынка медицинских изделий повлияло увеличение расходов населения на здравоохранение. По данным Росстата, за последние шесть лет расходы выросли почти в 1,5 раза и составили более 300 миллиардов рублей, а по данным независимых исследований, которые приводятся в пояснительной записке, - объем рынка частных медицинских услуг в России превысил в 2012 году 500 миллиардов рублей. При всем этом происходит постепенное сокращение совокупной доли отечественных производителей медицинских изделий на внутреннем рынке. Соответственно если проект постановления будет принят, будут созданы условия для долгосрочного развития и формирования конкурентных преимуществ российских компаний на внутреннем рынке.
В одном из приложений к постановлению описываются ожидаемые экономические выгоды от его реализации: по расчетам ведомства, объем производства отечественных медизделий вырастет в денежном выражении с 19,4 миллиарда рублей в 2014 году до 78,8 миллиарда рублей в 2020 году, а его доля в ВВП - с 0,01 до 0,03 процента. Налоги согласно ожиданиям также вырастут в три раза - с 3,4 миллиарда рублей до 13,8 миллиарда.
Однако эксперты относятся к этой идее скептически. Экономика экономикой, а пострадают простые люди, пациенты, считает президент Лиги защиты прав пациентов Александр Саверский. "Проект постановления защищает рынки, а не пациентов. И это настораживает. Пока не доказано, что наш производитель способен обеспечить все российские медучреждения качественным оборудованием", - сказал он "РГ". И посоветовал разработчикам постановления пересесть за руль отечественных автомобилей, чтобы понять разницу между многими видами оборудования, произведенного в России и иностранными аналогами. "В законе об охране здоровья граждан говорится, что приоритет - это интересы пациентов, а не рынков и экономики", - добавил он. К тому же, по его мнению, постановление нарушает и антимонопольное законодательство.
Между тем некоторое время назад Союз ассоциаций и предприятий медицинской промышленности России направлял письмо премьер-министру, в котором речь шла о том, что создаваемые в России медизделия, несмотря на современное качество, с трудом пробиваются на российский рынок, а наличие российских аналогов не останавливает рост закупок импортных медизделий.
Есть и третья точка зрения: по разным экспертным оценкам, сейчас российское медицинское оборудование занимает 10-20 процентов от всех поставок. При этом почти все отечественное высокотехнологичное делается из иностранных компонентов, то есть просто собирается в России, как иностранные машины, отмечают эксперты. Поэтому идея уйти от импортозамещения правильная, но реализовываться она должна иначе.
"Государство должно создавать экономические условия, чтобы повышалось качество производимого в стране медоборудования и снижалась его цена. В современных же условиях принимать такие постановления - все равно что издавать указы о том, чтобы солнце ярче светило", - говорит профессор кафедры управления и экономики здравоохранения НИУ "Высшая школа экономики" Василий Власов. Во-первых, в России, как и в Белоруссии и Казахстане, производится очень мало оборудования, соответствующего требованиям документа. Во-вторых, если предположить, что закупаться все-таки будет лишь отечественная аппаратура, снижения цены на нее точно не произойдет - по законодательству при проведении госзакупок стоимость российского оборудования может быть на 15 процентов выше импортных аналогов. Пострадают в итоге и пациенты, и система здравоохранения в целом, считает эксперт.