25.03.2014 00:41
Экономика

В 17 случаях из 24 цены на лекарства в России превышают европейские

Текст:  Татьяна Батенёва
Российская Бизнес-газета - : №11 (940)
Каждому из нас приходилось удивленно ахать в аптеке, услышав цену на необходимое лекарство. Наряду с привычными в прошлом копеечными таблетками и каплями теперь появились препараты стоимостью в тысячи и даже десятки тысяч рублей. И всегда возникают вопросы: а сколько должно стоить лекарство? Какую цену на него можно считать справедливой, а какую - откровенно "надутой" в пользу продавца, будь то производитель или аптека? Ведь информация о реальной стоимости того или иного препарата нам, рядовым потребителям, недоступна.
Читать на сайте RG.RU

Ликвидировать эту недосказанность взялась Федеральная антимонопольная служба, подготовив доклад по оценке доступности лекарств на основе анализа потребительских цен и ценообразования в России и на сопоставимых рынках стран, в том числе входящих в СНГ, Европейский союз и БРИКС. Из доклада следует, что на многие лекарства цены в нашей стране выше, чем не только в дальнем зарубежье, но даже и у наших соседей по СНГ.

Анализ эксперты ФАС провели по группам лекарств и по конкретным брендам. В перечень дорогостоящих лекарств, которые не имеют на нашем рынке аналогов (так называемых монопольных), был включен 21 препарат. Превышение цен над средним уровнем выявилось на 15 из них, в то время как в Белоруссии таких нашлось 6, в Армении и Киргизии - по 2. Например, копаксон (препарат для лечения рассеянного склероза) в Россию поставляют по оптовой цене в 1066,7 долл., а в Венгрию - по 818,4 долл. Причем сразу же после публикации на сайте ФАС предварительных результатов мониторинга цен компания-производитель добровольно снизила цену поставки препарата в адрес Минздрава России на 10%, а в адрес региональных госзаказчиков - на 25%. В результате после федерального аукциона на поставку этого лекарства на первое полугодие 2014 года минздрав сэкономил 232 млн руб. бюджетных средств.

Самые высокие розничные цены на популярные рецептурные лекарства были выявлены в трех регионах - Москве, Ямало-Ненецком автономном округе и Мурманской области. Средняя розничная стоимость набора наиболее покупаемых лекарств составляла, например, в Костромской области 286,7 руб., в Липецкой - 330,3 руб., в Тюменской области - 514,8 руб., а в Красноярском крае - в 442,5 руб.

Проанализировали эксперты и цены на лекарства, наиболее популярные у населения. При этом были учтены как самые высокие, так и самые низкие оптовые и розничные надбавки к ценам, которые, как известно, каждый регион устанавливает самостоятельно, хотя и в определенных пределах. Выяснилось, однако, что их величина никак не влияет на общую стоимость набора рецептурных препаратов из Перечня жизненно важных и необходимых лекарственных препаратов (ЖНВЛП), отпускные цены на которые регулирует государство.

Средняя розничная стоимость набора наиболее покупаемых лекарств составляла, например, в Костромской области 286,7 руб. (при сумме надбавок в 42% к отпускной цене), а в Липецкой - 330,3 руб. (хотя здесь сумма надбавок составила всего 27% к отпускной цене). В Тюменской области те же лекарства обошлись в 514,8 руб. (надбавки в сумме - 40,6%), а в Красноярском крае - в 442,5 руб. (надбавки - 52%).

Ожидание поправок, регулирующих рынок лекарств, затянулось

Анализ показал, что из 24 наиболее покупаемых в рознице рецептурных лекарств по 17 наши цены превышают средние в таких странах, как Франция, Италия, Германия, Австрия, Дания, Швеция, Бразилия, Финляндия, Норвегия, Голландия, Великобритания, и только по 7 лекарствам цены ниже средних по тем же государствам. Так, популярный венотоник детралекс в Италии стоит 18 долл., в Чехии - 11 долл., а в России - 24. Популярный контрацептив "Ярина" во Франции стоит 20 долл., в Индии - 2 долл., у нас - 29. Модная виагра голландцам обходится в 11 долл., англичанам - в 41, а россиянам - уже в 91.

Сравнили цены и на отдельные группы лекарств. И выяснилось: из пяти препаратов, применяемых в кардиологии, только по одному средневзвешенная розничная цена в России отстает от средней цены среди упомянутых стран. По остальным четырем Россия - лидер среди стран, в которых цены самые высокие.

В чем же причины таких перекосов?

- Причиной являются прежде всего грубейшие ошибки в регулировании, - заявил, выступая на парламентском часе в Госдуме, руководитель ФАС Игорь Артемьев. И предложил для борьбы с монополизмом и снижения цен на фармацевтическом рынке доработать положение о взаимозаменяемости лекарств. По мнению г-на Артемьева, главная проблема заключается в том, что одна и та же химическая молекула зарегистрирована у нас в стране под десятками разных названий, и разброс цен на них может быть многократным. Для сдерживания цен и стимулирования их снижения ФАС предлагает целый ряд мер: развивать конкуренцию на лекарственном рынке, заменить существующую систему жесткого административного регулирования цен системой лекарственного возмещения в условиях свободного ценообразования, заключать долгосрочные ценовые контракты. Помимо этого, закупать лекарства, занимающие на рынке монопольное положение, напрямую у производителей, использовать механизм выдачи принудительной лицензии на препараты, которые остро необходимы обществу, и т.д.

- Проблема с разбросом цен на одни и те же лекарственные препараты, входящие в перечень ЖНВЛП в России, и на аналогичные препараты за рубежом действительно существует, - заявили "РГБ" в Федеральной службе по тарифам. - Возможная разница может быть связана, например, с изменением маркетинговой политики компании - производителя препарата до момента его регистрации Минздравом России. Существует также и проблема в определении статуса минимальной отпускной цены производителя препарата в своей стране, что может исказить предоставляемые данные. Эти вопросы находят понимание в органах власти, и сейчас идет поиск механизмов оценки предоставляемой зарубежными компаниями-производителями информации. В частности, прорабатывается вопрос об усилении ответственности за качество и достоверность предоставляемой информации, в том числе и о возможности ее официальной проверки.

Сергей Цыб: Никаких проблем с наличием лекарств в 2014 году не будет

- Многообразие различных источников в любом случае лучше отсутствия информации, поэтому инициативу ФАС представить всеобъемлющий реестр цен на лекарства можно приветствовать, - полагает исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей(AIPM) Владимир Шипков. - Вместе с тем, документ необходимо рассматривать со значительными оговорками. Насколько приведенные в докладе данные объективны, достоверны, надежны, учитывают ли широкое многообразие подходов к регулированию цен, национальную и региональную специфику, каждый случай в отдельности? Кроме того, возникает вопрос, достаточно ли в ФАС высококвалифицированных специалистов, способных глубоко проанализировать и учесть все нюансы фармрынка.

Неоднозначную оценку вызвал доклад и среди специалистов.

- Административное регулирование цен на лекарства - это не всегда плохо, - замечает заведующая кафедрой организации лекарственного обеспечения и фармакоэкономики Первого Московского государственного медицинского университета профессор Роза Ягудина. - В ряде стран существует такое правило - каждый выходящий на рынок дженерик должен быть на определенный процент дешевле оригинального препарата и даже ранее появившихся дженериков.

- В цену препарата всегда закладывают и страновые риски, - считает директор Института экономики здравоохранения НИУ ВШЭ Лариса Попович. - Если в стране нет определенности в системе закупок, нет четких нормативов и правила на рынке часто меняются, то страновой риск велик и цены ползут вверх. Четкие правила игры и долгосрочные - на 3-5 лет - контракты риск могут снизить на 30-40%, примерно так же снизятся и цены.

Впрочем, о необходимости аккуратно трактовать полученные ФАС данные говорят и представители самой службы.

- При обобщении результатов анализа цен или при их сравнении необходимо учитывать то, что часто цена в другой стране образуется после ряда скидок и надбавок, а также курсы валют, налоги, объемы закупок, сроки годности, - заявил, представляя доклад, начальник управления контроля социальной сферы и торговли Тимофей Нижегородцев. - Сложность и неоднородный характер данных делает международные сопоставления не всегда объективными.

ФАС предложила создать информационную платформу для размещения сведений о ценах на лекарства в разных странах, чтобы эти данные можно было использовать как для госрегулирования цен, так и для сравнительных исследований. Небесполезной такая информация была бы и для нас, потребителей.

Товары и цены ФАС Минздрав