Членство в таких организациях станет обязательным для всех 18 видов небанковских финансовых учреждений, в том числе для микрофинансовых организаций и кредитных кооперативов. Это предусматривает проект закона "О саморегулируемых организациях в сфере финансовых рынков", который минфин скоро внесет в Государственную Думу.
Реформа обещает финансовым рынкам гибкое регулирование. Это очень динамичный сектор экономики, и законодательство за его развитием не всегда поспевает, сказал "РГ" Алексей Тимофеев, председатель правления Национальной ассоциации участников фондового рынка. А значит, нужны не только конкретные правила, но и общие принципы деятельности. Они будут прописаны в базовых стандартах, которые фиксируют складывающиеся обычаи и "лучшие практики". Среди них будут стандарты по защите получателей финуслуг. Минимальный перечень стандартов определит ЦБ, а сами документы разработают и будут корректировать участники рынка, волей или неволей объединившиеся в СРО.
Разработкой стандартов СРО занимаются уже давно, но только теперь они будут обязательными. Сейчас финансовые учреждения охотно используют готовые технические и процедурные стандарты СРО - они позволяют снизить издержки, но не "замечают" стандартов, которые накладывают на них дополнительные обязательства перед клиентами.
Между тем регулирование отношений организаций и их клиентов является изначальной задачей СРО. Только так можно сделать финансовые инструменты менее рискованными. Для этого нужно разрабатывать и внедрять типовые договоры на оказание финансовых услуг. На сегодняшний день успехи наших СРО в этой сфере незначительны, если не сказать - ничтожны, полагает вице-президент Ассоциации региональных банков Олег Иванов. Юридическое значение стандартам СРО могут придать только суды, одного признания со стороны участников рынка и ЦБ недостаточно. Теперь стандарты СРО станут руководством для разрешения судебных споров между участниками рынка и клиентами. Суд будет выяснять, были ли нарушены не только государственные нормативно-правовые акты, но и стандарты СРО, отмечает Алексей Тимофеев. Фактически СРО смогут обладать не меньшим влиянием на рынок, чем ЦБ. Но Банк России будет согласовывать базовые стандарты, и, если они его не удовлетворят, он сможет принять собственный нормативный акт. ЦБ также хочет уйти от мелочного контроля. Он планирует передать СРО часть надзорных полномочий, сбор и первичную обработку отчетности, аттестацию руководителей участников рынка. Но только если СРО этого сами захотят, а регулятор сочтет, что организации к этому готовы.
Законопроект задает единые рамки для СРО всех небанковских финансовых организаций, которые исторически развивались по своим законам. Но сохраняет возможность существования нескольких конкурирующих СРО одного вида. А чтобы избежать череды "однодневок", ЦБ признает вновь возникшую СРО, только если в ней будет состоять не менее 30 процентов от общего количества финансовых организаций соответствующего профиля. Чтобы не задавить этим требованием уже существующие СРО, для них норма о доле участников рынка вступит в силу через два года после принятия закона.
Саморегулирование - непременная черта высококонкурентного рынка со множеством участников разного масштаба, уверен Алексей Тимофеев. СРО берут на себя ответственность за небольшие организации и тем самым дают шанс для развития мелкому и среднему бизнесу. Деньги пойдут в экономику от всех групп инвесторов только в том случае, если они получат доступ к разнообразным финансовым продуктам повсюду.