26.03.2014 00:51
Власть

Андрей Исаев: Реформа самоуправления решит проблемы сельских поселений

Текст:  Андрей Исаев (председатель Комитета Госдумы по труду, социальной политике и делам ветеранов)
Российская газета - Федеральный выпуск: №68 (6340)
В соответствии с Конституцией органы местного самоуправления (МСУ) не являются органами государственной власти.
Читать на сайте RG.RU

Их основная задача - быть непосредственно приближенными к людям, что никогда не получится у государства. Именно на это были направлены преобразования, связанные с принятием закона об общих принципах организации МСУ в 2003 году. Однако до сих пор реализовать эту задачу в полной мере не удалось. У многих депутатов местных советов остается по 20-40 тысяч избирателей, с которыми они не успевают пообщаться в течение всего своего депутатского срока. Это приводит к тому, что местная власть зачастую оказывается малоэффективной. В крупных городах руководители районов, населенных десятками тысяч жителей, назначаются сверху - мэрами, и отсутствуют какие-либо механизмы контроля со стороны граждан за их деятельностью. Административные функции осуществляются ими непрозрачно и порой сопровождаются коррупционными скандалами. Эти проблемы оказались в центре внимания Госдумы в весеннюю сессию.

Напомню, что в конце прошлого года в Послании Федеральному Собранию президент Владимир Путин поставил задачу еще раз проанализировать формы и типы муниципальных образований, их реальную возможность оказывать жителям услуги. В результате "Единая Россия" решила пополнить существующие пять типов муниципальных образований еще двумя: городской округ с внутригородским делением и внутригородской район. Представительные органы, которые будут в этих районах, позволят сократить число избирателей на одного депутата до 2-4 тысяч. Таким образом, доступность и эффективность деятельности этого уровня власти будет повышена.

В Думе подвели итоги реформы местного самоуправления

К полномочиям МСУ на территориях внутригородских районов могут быть отнесены любые вопросы местного значения. Однако мы считаем, что необходимо в обязательном порядке закрепить минимальный перечень вопросов для внутригородских районов, которые не могут быть переданы на другие уровни власти ни при каких условиях, так как они непосредственно затрагивают каждого жителя того или иного района. При этом решением либо субъекта РФ, либо городской думы к минимальному перечню вопросов могут быть добавлены и другие.

Главный эффект, который мы получим в результате этих преобразований, - улучшение качества работы местных представительных органов и администраций и усиление кадрового потенциала муниципальной власти.

На поселенческом уровне закон решит еще одну серьезную проблему. Для сельских поселений наличие сегодня свыше 30 полномочий является достаточно обременительной ношей. А отсутствие реального финансирования приводит к проблемам в их реализации. Законопроект снимает чрезмерную нагрузку с сельских поселений. Из 34 полномочий им остается 13, а остальные будут регулироваться районом. В вопросах местного значения поселениям сохраняются такие серьезные позиции, как утверждение бюджета, владение, пользование и распоряжение имуществом, создание условий для обеспечения жителей услугами связи, организация досуга. Муниципальный район будет заниматься вопросами лесного контроля и надзора, мероприятиями по гражданской обороне, защитой населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, обеспечением безопасности людей на водных объектах.

При проведении всех этих преобразований нам также очень важно, чтобы муниципалитеты активно участвовали в модернизации, развитии территорий в соответствии с указами президента от 7 мая 2012 года и делали это в непосредственном контакте с местными жителями, активно используя все формы общественного контроля.

Позиция Госуправление Госдума