Контрактная система (КС) в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд действует всего три месяца, но опыт уже показал, что там не все идеально. Впрочем, по-другому, наверное, и не могло быть. По словам замминистра экономического развития Евгения Елина, не следует рассчитывать на то, что столь крупный проект будет построен за месяц или два. "Сейчас мы имеем только каркас. Чтобы выстроить систему полностью, понадобится 4-5 лет", - полагает замминистра.
Сегодня годовой объем закупок органов власти различных уровней составляет более 8 триллионов рублей. Еще более 9 триллионов - это закупки компаний с государственным участием, унитарных предприятий, бюджетных и автономных учреждений. Контрактная система - это порядка 240 тысяч заказчиков, 800 тысяч специалистов сопровождения госзакупок. Вся эта система должна быть понятной, прозрачной, удобной для всех участников и не должна нести дополнительные (по сравнению с предыдущим законом о госзакупках) издержки.
По данным Минэкономразвития, с начала этого года уже размещено более 345 тысяч заказов на общую сумму около 500 миллиардов рублей. По традиции, большая часть процедур проведена в виде электронных аукционов. Вместе с тем заказчики уже начали использовать новые формы: конкурсы с ограниченным участием, двухэтапные конкурсы, запросы предложений. При этом медленно, но все же сокращается количество закупок у единственного поставщика (на 6 процентов по сравнению с первым кварталом прошлого года).
Согласно данным мониторинга НИУ "Высшая школа экономики", абсолютно без нарушений прошли 28 процентов закупок. Основные нарушения связаны с планированием, а также со сроками проведения торгов.
Далеко не всегда нарушения происходят, что называется, по злому умыслу. Часто новым законом бывает просто трудно и неудобно пользоваться. Поэтому еще до того, как он вступил в силу, в него начали готовить поправки. Часть из них была принята в декабре прошлого года. Сейчас готовится целых пять пакетов поправок. Одна из законодательных инициатив предусматривает упрощение процедур закупок для государственных и муниципальных заказчиков с небольшим годовым объемом закупок - до 2 миллионов рублей. К таким заказчикам относятся детские сады, школы, дома культуры, спортивные клубы и т.п. Для них будут сняты закупки у единственного поставщика в случае, если каждая закупка не превышает 100 тысяч рублей. Также будует сокращено время расчета с малыми предпринимателями до 30 дней при условии, что контракт выполнен в срок (сейчас это может тянуться до полугода, что совершенно неприемлемо для малого бизнеса).
Уже этой весной предполагается принять закон, который позволит решить проблему закупок территориальных и участковых избирательных комиссий - они будут исключены из сферы регулирования закона о контрактной системе (кроме избиркомов столиц регионов). Также не потребуется обязательное привлечение экспертных организаций при закупках для подготовки и организации протокольных мероприятий, при закупках у субъектов естественных монополий, физических лиц (например, услуги преподавателя, экскурсовода). Не нужны эксперты и при всех видах срочных закупок, в том числе при чрезвычайных ситуациях и оказании экстренной медицинской помощи.
По словам директора департамента развития контрактной системы Минэкономразвития Максима Чемерисова, основным событием в сфере закупок в 2014 году станет перевод всех процедур в электронную форму (до этого года в электронной форме проходили только аукционы). "Мы рассчитываем на увеличение электронных процедур в два раза, до 80 процентов, с общим объемом более 6 триллионов рублей. Это позволит существенно сократить издержки заказчиков и поставщиков, сделать закупки максимально открытыми, конкурентными и существенно снизить коррупционные риски", - сказал Чемерисов.
Для дальнейшего совершенствования законодательства о госзакупках при Минэкономразвития созданы Совет регионов и экспертный совет на федеральном уровне с участием ТПП, специалистов высшей школы, общественных организаций бизнеса и закупщиков. Также в ближайшее время заработает публичный портал, куда каждый сможет подавать предложения по совершенствованию контрактной системы.