Чиновники не успевают перестроиться?
Александр Морозов: Да, сроки будут перенесены на 1 июня 2014 года. Министерства и ведомства должны успеть переписать в соответствии с новыми требованиями конкурсную документацию. Все остальные условия с правительством согласованы. Цель - стимулировать спрос на автомобили российского производства. Мы не зря настаивали на том, чтобы предприятия, выпускающие автомобили в России, повышали долю российских компонентов, материалов и сырья в себестоимости своей продукции. Акцентировали внимание на создании инжиниринговых центров, производств автокомпонентов - двигателей, колес, блоков управления и т.д. Крупнейшие иностранные бренды, которые подписали с государством соглашения о промышленной сборке и взяли обязательства к определенному времени локализовать в России производства, - вся наша "большая двадцатка", как мы ее называем ("Фольксваген", "Ниссан", "Хендай", "Мерседес-Бенц-тракс Восток", "Киа", "Рено", "Форд", "Джи Эм" и др.), условия выполняют - строят свои заводы, развивают российских поставщиков. Правительство заинтересовано создавать условия для такого развития, формировать дополнительный спрос на продукцию этих производств. Одной из таких мер поддержки теперь станет допуск компаний к конкурсам по закупкам для госнужд. Соответственно, те автомобильные компании, которые не подписали соглашения о промышленной сборке, на конкурсы не попадут.
Производителей с высоким уровнем локализации в России много?
Александр Морозов: Такие есть. Уровень локализации производства сегодня у "Фольксвагена" в России составляет 42%, "Джи Эм - АвтоВАЗа" - 51%, ГАЗ - 61%, Ford Sollers - 37%, АвтоВАЗа, КАМАЗа, "Ниссана" - 65%. Ульяновский автомобильный завод - 66%. У концерна Toyota - пока только 10%. Автомобили хоть и производятся на российских заводах, но преимущественно из импортных комплектующих.
Какие ключевые требования устанавливаются для производителей - участников конкурсов?
Александр Морозов: Одно из требований, которому должна соответствовать автомобильная техника, - производственная деятельность предприятия на территории России, Беларуси или Казахстана. При этом не менее пяти производственных операций должны вестись на территории этого предприятия. С 1 января 2015 года количество необходимых операций увеличивается до 6, с 1 января 2016 года - до 8, а с 1 января 2017 года - не менее 10. В список обязательных к исполнению операций входит монтаж силового агрегата, монтаж передней полуоси или монтаж передней подвески, монтаж задней подвески, монтаж выхлопной системы, монтаж электрооборудования, монтаж рулевого механизма, монтаж элементов экстерьера, сварка кузова, окраска и сборка кузова. Без выполнения этих и других требований заявки компаний не будут рассматриваться. С 2015 года национальный режим при госзакупках фактически перейдет на весь спектр автомобильной, коммунальной, дорожной, железнодорожной и сельскохозяйственной техники. На автобусы, грузовые автомобили, автофургоны, бульдозеры, вагоны, экскаваторы и др.
Минпромторг 24 марта представил три сценария развития автопрома в 2014 году. Какие прогнозы?
Александр Морозов: Главные факторы, влияющие на развитие российской автопромышленности, можно разделить на две группы: формирующие платежеспособный спрос со стороны основных групп потребителей и определяющие себестоимость производства. К первой группе можно отнести цену на нефть, ВВП, реальные располагаемые доходы населения, оборот розничной торговли. Ко второй - стоимость бивалютной корзины. Например, если будет расти стоимость иностранной валюты, то производители автомобилей, в которых доля российских материалов, компонентов, узлов и агрегатов сегодня уже достаточно велика, получат дополнительные финансовые преимущества перед компаниями, продукция которых прямо импортируется в РФ. По оптимистичному прогнозу, в целом продажи сократятся на 0,7% - до 2,89 млн единиц автотехники. По базовому - на 2,8%, до 2,83 млн единиц. По пессимистичному - на 6,5%, до 2,72 млн единиц. Если рассматривать по сегментам, то рынок легковых автомобилей может сократиться на 6,5- 9-10,1%, легких коммерческих автомобилей - на 9-15-30%, грузовиков - на 5-9,5-14%, автобусов - на 5-18-30%.
Производители нет-нет да и заводят речь о возобновлении госпрограммы льготного автокредитования легковых автомобилей. Есть шансы?
Александр Морозов: По итогам 2013 года падение производства в сегменте легковых автомобилей оказалось небольшим - 1,9%. Кроме того, за счет мощных корпоративных инструментов поддержки продаж в начале 2014 года - а это скидки, спецпрограммы привлечения покупателей, которыми активно пользуются производители, - удалось удержать производство от серьезного падения в январе-феврале. Гораздо серьезнее проседает производство легких коммерческих автомобилей, грузового автотранспорта и автобусов. Поэтому принято решение запустить программу стимулирования спроса на автобусы, коммерческие автомобили, в том числе технику для ЖКХ, работающие на газомоторном топливе. В рамках такой программы в 2014 году планируется реализовать 1900 единиц коммерческой техники и 1300 автобусов - более 8% от объема производства в 2013 году автобусов и 2,5% грузовых автомобилей.
Но в бюджете пока нет строчки на эти субсидии.
Александр Морозов: В мае при корректировке бюджета на 2014 год планируется выделить средства за счет перераспределения с других статей расходов минпромторга.