Нынешнюю забастовку уже не удастся предотвратить, несмотря на предварительные переговоры и предупредительные стачки. Профсоюз пилотов, требующий от концерна полной финансовой поддержки летчиков при досрочном выходе на пенсию, не пошел на уступки работодателям. После того, как на общем собрании все члены профсоюза почти единогласно проголосовали за синхронное прекращение работы, авиакомпания Lufthansa, со своей стороны, возвестила об отмене 3 800 из 5 400 международных и внутренних пассажирских, а также 23 из 31 грузовых рейсов. Со среды по пятницу большинство машин с известным логотипом в виде журавля на хвосте останутся стоять в ангарах.
Как рассказал "РГ" официальный представитель авиакомпании Lufthansa Томас Яхно, забастовка коснется всех пассажиров российских рейсов. Если они не в состоянии отменить или перенести свое путешествие, они смогут бесплатно перерегистрироваться на рейсы других авиакомпаний, с которыми кооперирует Lufthansa, в том числе и "Аэрофлота". По словам Томаса Яхно, отмена рейсов была реакцией на возвещение забастовки, таким образом авиакомпания постаралась заранее предупредить своих пассажиров о возможных неудобствах. Тем не менее, из-за отмены рейсов компенсация пассажирам выплачиваться не будет, так как это подпадает под правило форс-мажорных обстоятельств. Lufthansa лишь постарается бесплатно "пересадить" своих пассажиров на рейсы других авиакомпаний или - внутри Германии - на поезда АО "Немецкие железные дороги".
По предварительным подсчетам, в результате забастовки Lufthansa понесет ущерб в размере нескольких десятков миллионов евро. Профсоюз пилотов Cockpit считает, что это вполне соразмерная сумма, если учесть, что тарифные требования превышают один миллиард евро.
Пилоты борются против новых правил выхода на пенсию. В рамках мероприятий по всеобщей экономии, которые до 2015 года должны принести Lufthansa прибыль в размере 1,5 миллиардов евро, авиакомпания собирается изменить условия переходного пенсионного обеспечения для своих пилотов. Как рассказал "РГ" представитель авиакомпании Маркус Валь, в прежнем тарифном договоре, от которого руководство Lufthansa отступило в конце прошлого года, предусматривался регулярный выход на пенсию и ее полная выплата с 60 лет и возможность досрочного выхода с 55 лет с сохранением 60 процентов зарплаты. Однако по желанию пилоты могли работать, самое большее, до 65 лет. В среднем получалось, что пилоты этой авиакомпании выходили на пенсию в возрасте 58 лет.
Руководство концерна Lufthansa собирается в будущем сократить максимальный возраст выхода на пенсию до 63 лет и вообще прекратить частичную выплату зарплаты при досрочном выходе на пенсию в 55 лет. Полностью это коснется только пилотов, которые будут приняты на работу после 2014 года. Частично же и всех остальных, так как авиакомпания предлагает основать общий "котел", в который все пилоты будут вносить деньги для обеспечения своих коллег, по тем или иным причинам, досрочно прекратившим активные полеты до регулярного выхода на пенсию.
По сути работодатель собирается формально отказаться от своей обязанности полностью за свой счет содержать досрочно вышедших на пенсию трудящихся, вынуждая их работать до старости. По словам Маркуса Валя, это сможет поставить под угрозу безопасность полетов. Руководитель отдела персонала авиакомпании Беттина Фолькенс, со своей стороны, заявила, что концерн сделал "хорошие предложения как для условий досрочного выхода на пенсию, так и для лучшего вознаграждения за работу".
У граждан Германии положение пилотов крупнейшей авиакомпании жалости пока что не вызывает. Ведь они, как и раньше, все же зарабатывают намного больше всех своих коллег в других авиакомпаниях. К тому же, немцы возмущены действиями пилотов, знающих, что забастовка приведет к полному хаосу в стране.
Ныне существующее забастовочное право ФРГ позволяет представителям отдельных профессий начинать стачки отдельно от других трудящихся тех же самых предприятий. Получается, что пилоты, используя свое более выгодное положение в структуре авиакомпании и, по сути, шантажируя общественность, смогут добиваться более благоприятных тарифов, чем остальные сотрудники. Поэтому политики заявили свою решимость пересмотреть по необходимости существующее законодательство. Заместитель председателя фракции бундестага от консервативного блока ХДС/ХСС Арнольд Ваатц уже открыто потребовал изменения закона о забастовках.