02.04.2014 20:41
Экономика

Тюменский проект трудоустройства инвалидов оказался на грани провала

Признанный одним из лучших в России проект трудоустройства инвалидов оказался на грани провала
Текст:  Ольга Бабанова (Тюменская область)
Российская газета - Экономика УРФО: №0 (6347)
Созданное в Тюмени на деньги федерального гранта специализированное предприятие для инвалидов на грани закрытия. Проект, в который государство вложило 16 миллионов рублей, оказался убыточным. Спустя полтора года из 200 работников осталось лишь 20, да и те могут в ближайшее время оказаться на улице, если организация не погасит долги.
Читать на сайте RG.RU

Благородный замысел

Проект стартовал в 2012 году. На объявленный министерством труда конкурс по организации рабочих мест для инвалидов поступило 24 заявки со всей страны. Отобрали три, в том числе совместный проект тюменского отделения Всероссийского общества глухих (ВОГ) и Института предпринимательства УрФО.

Планировалось запустить шесть цехов - каждый закреплен за отдельным предпринимателем. На создание самого крупного, по производству полуфабрикатов, направлено 4,2 миллиона рублей, на остальные - от одного до двух миллионов. Помимо пищевого должны были заработать сувенирное и швейное производства, планировался также выпуск земснарядов и ландшафтные работы. Местные власти выделили в аренду за 30 тысяч рублей в месяц заброшенную столовую на окраине города площадью 640 квадратов. Четыре месяца ее приводили в порядок, одновременно будущие работники осваивали новые профессии (на обучение потрачено 3,5 миллиона рублей). Осенью 2012-го власти сообщили, что благодаря проекту разом трудоустроено 260 инвалидов. Ничего подобного не было в регионе за все постсоветское время.

По условиям конкурса инвалиды должны были отработать на созданных для них местах не менее полугода, однако подразумевалось, что производства станут постоянно действующими. Развивать бизнес дальше грантополучатели должны были самостоятельно. Но государственные деньги закончились, а вместе с ними пропал и запал. Где-то инвалидов продержали необходимый срок и отправили восвояси, а часть производств, как выяснилось, даже запустить не удалось. Внутри команды произошел раскол, от дела отстранилось Общество глухих.

После гранта

На трудоустройство инвалидов выделят 122,6 миллиона рублей

Из шести производств сейчас живо только одно - цех полуфабрикатов. Но и там ситуация невеселая. Осенью здесь работало 50 человек, сейчас - вдвое меньше.

По словам директора Института предпринимательства УрФО Анжелики Гембарской - руководителя проекта и директора предприятия, создать производство для инвалидов даже при поддержке государства оказалось очень непросто. Чтобы обеспечить минимальный заработок в семь тысяч рублей, предприятию надо продавать в месяц шесть тонн пельменей, а удается едва полторы: торговля предпочитает брать более дешевую и ходовую продукцию. У предприятия инвалидов только себестоимость - 120 рублей, потому что не используют добавок.

Пытались продавать пельмени на рынке, но несколько недель простояли за прилавком себе в убыток. Сотрудничества с сетями тоже пока не получается. Условия, по словам Гембарской, драконовские: расчет только через 45 дней и почти половину продукции сети возвращают. Так, в январе пришлось выбросить полторы тонны.

Сейчас предприятию едва удается зарабатывать 300 тысяч рублей в месяц. А затраты в два с лишним раза выше: 380 тысяч надо на зарплату, 60 - на коммуналку, 135 - на аренду.

Как объяснила директор, сначала власти пообещали помещение на льготных условиях. В нем начали ремонт, запустили производство. Департамент имущественных отношений тем временем провел переоценку объекта, в результате арендный платеж вырос в четыре раза.

Тогда - год назад - председатель тюменского отделения ВОГ Наталья Калашникова долго не подписывала договор, потом сдалась, побоявшись, что оборудование выкинут на улицу. После обращалась к исполнительной власти и депутатам с просьбой предоставить помещение безвозмездно на два года, пока предприятие не достигнет рентабельности. На что из департамента имущественных отношений пришел ответ: не позволяет законодательство.

Результат - к концу 2013-го долг арендатора достиг почти миллиона рублей. В январе текущего года департамент имущественных отношений подал на отделение ВОГ в суд и выиграл.

- Когда разрабатывали проект, надеялись, что помощь будет во всем, ведь государство должно быть заинтересовано в создании предприятия для инвалидов. Почему же господдержка предусматривает только приобретение оборудования? - задается вопросом Наталья Калашникова.

Проблемы, которых не ждали

Теперь инициаторы проекта многое поняли, но два года назад неопытным бизнесменам никто не подсказал, что сначала надо решить все вопросы с помещением, а потом уже нанимать работников. А еще - какое оборудование лучше купить (некоторые агрегаты теперь простаивают, как и часть здания: планировали открыть еще столовую, но желающих обедать не оказалось).

Одно дело, когда инвалиды приходят на предприятие, где процесс уже налажен, и другое - на вновь создаваемое. Инициаторы, по их признанию, оказались с кучей оборудования и толпой людей, не умеющих работать. Столкнулись с тем, что методик обучения глухих нет, как нет и преподавателей, с тем, что средства на адаптационный период не предусмотрены, а зарплату пришлось выплачивать с первого дня.

К тому же инвалиды работают очень медленно: семь человек лепят за день всего 20 килограммов пельменей. Чтобы увеличить производительность, пришлось нанимать еще высококвалифицированных пельменщиц, каждая из которых может лепить по 30-40 кило в день.

Возникли и другие неожиданные проблемы. Например, как оказалось, большинству новых сотрудников просто незнакомо понятие трудовой дисциплины: раньше они работали дворниками или торговали в поездах. Могут не прийти на работу из-за того, что замерзли на остановке, или внезапно уволиться. Бывает, уходят целыми группами: один устроится на автомойку и расскажет другим, какое там хлебное место.

Впрочем, Наталья Калашникова считает: людям просто надоело работать бесплатно.

- Некоторые с мая по декабрь не получали зарплату - вот целая папка жалоб в трудовую инспекцию, - показывает она.

Ошибки - в проекте

Минтруд усовершенствует прогромму по трудоустройству инвалидов

Региональные власти между тем считают, что все пошло не так из-за того, что грантополучатели изначально недостаточно проработали бизнес-план. В пределах своих полномочий власти сделали все, что могли, чтобы проект состоялся, уверяет замдиректора областного департамента соцразвития Татьяна Родяшина. По ее словам, поддержка была с самого начала. Инвалидам помогли получить индивидуальные программы реабилитации: медики оценили, какую работу может выполнять каждый, в состоянии ли он работать с техникой. Для оперативного получения врачебных заключений привлекли поликлиники, департамент здравоохранения. Помогли получить медкнижки. Оказывали содействие и в поиске помещения. Хотя, обращает внимание Родяшина, социальный департамент официально в проекте не участвует.

Когда закончились федеральные деньги, предприятие, по ее словам, снова обратилось за помощью к властям. Департамент занятости два года софинансировал проект: в 2012-м на оплату труда инвалидов направили три миллиона рублей, столько же в 2013-м (из них миллион пошел на покупку дополнительного оборудования). Ходатайствовал департамент соцразвития и о снижении арендной платы, помог получить отсрочку платежа. Включилось в работу управление потребительского рынка администрации Тюмени - чтобы помочь со сбытом продукции. Увы, все это мало помогло.

- 16 миллионов - большие деньги. Если бизнес подает заявку на грант, то должен нести ответственность, а не спекулировать на социальной миссии. Изначально планировалось создать самоокупаемое предприятие. Это коммерческий проект, пусть и с социальной нагрузкой. Условия для старта были хорошие, - комментирует Татьяна Родяшина. - В ближайшее время мы намерены встретиться с кураторами проекта, чтобы понять, какой выход они видят. Проверим также целевое использование средств, выделенных через департамент занятости. Финансирование вполне позволяло своевременно выплачивать людям зарплату. Кураторы проекта должны откорректировать бизнес-план. Иначе неисключено, что оборудование может быть передано более рентабельному предприятию.

Вся надежда на сувениры

Анжелика Гембарская все же не теряет надежды поставить производство на ноги. Еще в начале года предприятие обратилось в облдуму с предложением внести поправки  в законодательство, которые позволяли бы устанавливать понижающие коэффициенты при расчете арендной платы для тех, кто работает с инвалидами. Если будет скидка по аренде, выплывем, уверена руководитель предприятия. Сейчас идут переговоры с Волгоградской областью. При условии их удачного завершения тюменцы начнут поставлять в этот регион по три тонны полуфабрикатов в месяц.

Жива также идея выпуска сувенирной продукции. Оборудование установлено, образцы готовы, люди обучены. Работа несложная - отливать из бронзы фигурки. Но цех до сих пор не удалось запустить из-за нехватки электромощностей: при включении литейного оборудования отключаются холодильники. Нужен новый кабель, но средств на его прокладку нет.

Экономика Соцсфера Занятость Тюменская область Урал и Западная Сибирь