Именно Московская область была выбрана местом для проведения широкоформатного изучения причин детского травматизма в автомобилях. Выбрана не за заслуги, а за сочетание всех возможных аварийных факторов.
Но для начала о самом исследовании. Инициатором этого проекта выступил экспертный центр "Движение без опасности" и главный детский хирург Минздрава РФ Владимир Розинов. Они предложили Главному управлению по обеспечению безопасности дорожного движения выяснить, в каких авариях и при каких условиях чаще всего страдают дети. Какие средства пассивной безопасности будут наиболее надежными.
Напомним, что согласно правилам дорожного движения перевозка детей должна осуществляться с помощью детских удерживающих устройств или иных средств, позволяющих безопасно пристегнуть детей. Однако, как показывает практика, применение иных средств зачастую даже более опасно, чем пристегивание ребенка без них. Например, популярные манжеты, которые надеваются на ремень, хоть и опускают верхнюю лямку ремня так, чтобы он не ложился на шею, но при этом поднимают нижнюю. В результате в аварии ребенок или вообще вылетает из "привязи", либо получает тяжелые травмы из-за неестественного положения ремня.
В карточке учета ДТП - документе, который составляют гаишники на месте происшествия, до сих пор не учитывалось, был ли пристегнут ребенок, находился ли он в детском кресле, применялись ли другие "подручные" средства пассивной безопасности. А в статистике не учитывается характер травм, полученных ребенком в аварии. Поэтому установить ясную картину происшествия не представляется возможным. Именно для исследования этого фактора принято решение о проведении в Московской области эксперимента. Сотрудники ГИБДД, приехав на аварию с ребенком, будут фиксировать досконально все: находился ли ребенок в детском кресле, кресло фиксировалось ремнями безопасности или системой "изофикс", а также какой марки использовалось кресло. Всю эту информацию ГИБДД будет тут же передавать в экспертный центр.
В свою очередь Центр медицины катастроф, который выезжает на такие аварии, будет передавать, какие травмы получил ребенок. При этом определено, что детей, пострадавших в ДТП, будут доставлять в детскую городскую клиническую больницу N 9 имени Г. Н. Сперанского. Оттуда вся информация о тяжести травм будет поступать в экспертный центр.
Как рассказала "РГ" президент центра Наталья Агре, самое сложное - это собрать всю эту информацию. Еще никто не занимался тем, чтобы отслеживать всю историю аварии. У ГИБДД есть только информация о ДТП с количеством пострадавших. А о том, какой тяжести травмы они получили и чем эти травмы были вызваны, такой информации еще никто не собирал. Поэтому главная проблема - это наладить информационный обмен.
А теперь о том, почему в качестве экспериментальной площадки была выбрана Московская область. На ее территории есть все виды дорог: федеральные, высокоскоростные трассы, дороги местного значения, дороги населенных пунктов. Поэтому, как бы цинично это ни звучало, спектр дорожных происшествий широк и охватывает все случаи.
Высокая плотность коммуникаций позволяет оперативно передавать информацию. В Москве тоже высокая плотность коммуникаций, но аварии с детьми не отличаются высокой тяжестью последствий. Скорости не те.
Точно установить, какие детские удерживающие устройства обеспечивают максимальную безопасность ребенка, возможно только одним способом. Не все кресла при сертификации проходят краш-тест. Зачастую и сами краш-тесты не охватывают все варианты аварий. Как правило, проверяют кресла только на фронтальный удар. Но удары бывают и боковые, и сзади, и со смещением. Например, при боковом ударе, если ребенок сидит на бустере, у него высокие шансы сломать шею. В то же время в надежном кресле от этого защитит подголовник с боковой поддержкой.
Отметим, что такого масштабного и комплексного исследования не проводилось нигде в мире.