08.04.2014 00:40
Авто

Дилеры просят поднять льготную кредитную планку

Дилеры просят поднять льготную кредитную планку
Текст:  Владимир Баршев
Российская газета - Федеральный выпуск: №79 (6351)
Дешевые автомобили могут вернуться на рынок, если государство поддержит программу льготного автокредитования.
Читать на сайте RG.RU

Автодилеры направили в минпромторг предложения о возобновлении программы льготного автокредитования. Причем предлагается повысить максимальную стоимость автомобиля, подпадающего под эту программу, до 1 миллиона рублей. Такая программа действовала до 31 декабря прошлого года. Срок ее существования составил всего полгода. Ведь запущена она была с 1 июля 2013 года. Первоначальный взнос по льготным автокредитам составлял 15 процентов, срок погашения кредита составлял до 36 месяцев. При этом государство субсидировало 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Программа распространялась на покупку легковых автомобилей или кроссоверов массой до 3,5 тонны стоимостью до 750 тысяч рублей.

Михаил Прохоров продал государству проект "Ё-мобиль" за один евро

За эти полгода было выдано около 260 тысяч льготных автокредитов. Говоря простым русским языком, процентные ставки по таким кредитам составляли в среднем порядка 6 процентов. Минимальные были на уровне 3 процентов, а максимальные не превышали 11 процентов. В то же время реальные кредиты, то есть без господдержки, стоят россиянам в лучшем случае порядка 15 процентов годовых в рублях. А в среднем порядка 20 процентов. Понятно, что предложение пользовалось спросом. Отказ от него привел к тому, что рынок просел гораздо ниже, чем планировалось.

Ведь покупатели решались на новую машину в том числе и потому, что в среднем выплата по обслуживанию льготного кредита обходилась не дороже полутора тысяч рублей в месяц. Как один раз пообедать в кафе.

Зачем дилерам нужны льготные кредиты, понятно. Но зачем они государству? Ответ прост. Ведь кредит выдает не дилер. Он только машину продает. Значит, увеличивается оборот в банковском секторе, растет страховой рынок. При этом дилеры предлагают более жесткие условия для льготного страхования. А именно повышение ставок. Государство будет субсидировать не 2/3 кредита, а лишь его половину. А также ужесточит требования к заемщикам.

Как сообщил "РГ" первый вице-президент одного из крупнейших дилерских центров Алексей Тузов, за время действия программы государственного автокредитования с июля по декабрь 2013 года было продано 276 640 автомобилей, 80 процентов из которых российской сборки. Результаты программы превысили ожидания правительства на 20 процентов, поэтому с уверенностью можно сказать, что программа помогла авторынку. Причем помогла не только автодилерам, увеличив их объемы продаж, но и производителям, чьи предприятия расположены на территории РФ. Сейчас, когда некоторые заводы приостанавливают работу, правительству страны пора серьезно задуматься о запуске программы.

Запись видеорегистратора станет доказательством в суде

- Насколько мне известно, сейчас на российском рынке представлено 76 моделей стоимостью до 1 миллиона рублей, производимых на территории страны. Сюда входят не только седаны и хэтчбеки классов "В" и "С2", но также набирающие популярность среди наших соотечественников кроссоверы и несколько моделей, принадлежащих к классу "D". Среди автомобилей, продаваемых в наших дилерских центрах, в этот список, скорее всего, будут включены Nissan Juke, Hyundai ix35, Kia Optima, Kia Sportage и Skoda Yeti в базовых комплектациях.

В том случае, если программа льготного автокредитования не будет запущена в 2014 году, авторынок, конечно, не "встанет" - на продажи автомобилей стоимостью более миллиона рублей, а также на сделки, совершаемые за наличные средства, автокредитование не влияет. Однако падение продаж в сегменте автомобилей, попадающих под действие программы, может увеличиться на 6,5-7 процентов.

- Сейчас потребители с опаской относятся к тому, чтобы брать на себя кредитные обязательства, и предпочитают покупку более дешевых машин за имеющиеся у них наличные средства, - продолжает Алексей Тузов. - Ощущение поддержки со стороны государства прибавит уверенности потенциальным покупателям, а увеличение числа кредитных сделок скажется положительно не только на авторынке, но и на финансовом и страховом рынках в том числе.

Впрочем, мнение дилеров поддерживают не все эксперты. Некоторые считают, что за прошедшие полгода рынок набрал жирок и может выкручиваться самостоятельно. Если бы продажи упали на 20 процентов, то был бы разговор о господдержке. Однако рынок новых автомобилей только начал проваливаться. И насколько глубока будет яма, пока неизвестно. В то же время программу льготного кредитования правительство готово поддержать для грузового и автобусного транспорта. А что будет с легковушками, ответа нет.

Кстати

Вчера стало известно о том, что два инновационных производителя отечественных автомобилей свернули свою деятельность. Кроме того, что закрылся проект народного "Ё-мобиля", так же почти почил проект музыканта, актера и шоумена Николая Фоменко под названием Marrussia. Эта марка участвовала в проекте "Кортеж" по созданию лимузинов для правительства и ряда авто для обычных автомобилистов.

Но еще до конца не известны разработчики "Кортежа", а "Маруся" приказала долго жить. Его авторы пока не комментируют это решение.

Легковые авто Минпромторг