Автодилеры направили в минпромторг предложения о возобновлении программы льготного автокредитования. Причем предлагается повысить максимальную стоимость автомобиля, подпадающего под эту программу, до 1 миллиона рублей. Такая программа действовала до 31 декабря прошлого года. Срок ее существования составил всего полгода. Ведь запущена она была с 1 июля 2013 года. Первоначальный взнос по льготным автокредитам составлял 15 процентов, срок погашения кредита составлял до 36 месяцев. При этом государство субсидировало 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ. Программа распространялась на покупку легковых автомобилей или кроссоверов массой до 3,5 тонны стоимостью до 750 тысяч рублей.
За эти полгода было выдано около 260 тысяч льготных автокредитов. Говоря простым русским языком, процентные ставки по таким кредитам составляли в среднем порядка 6 процентов. Минимальные были на уровне 3 процентов, а максимальные не превышали 11 процентов. В то же время реальные кредиты, то есть без господдержки, стоят россиянам в лучшем случае порядка 15 процентов годовых в рублях. А в среднем порядка 20 процентов. Понятно, что предложение пользовалось спросом. Отказ от него привел к тому, что рынок просел гораздо ниже, чем планировалось.
Ведь покупатели решались на новую машину в том числе и потому, что в среднем выплата по обслуживанию льготного кредита обходилась не дороже полутора тысяч рублей в месяц. Как один раз пообедать в кафе.
Зачем дилерам нужны льготные кредиты, понятно. Но зачем они государству? Ответ прост. Ведь кредит выдает не дилер. Он только машину продает. Значит, увеличивается оборот в банковском секторе, растет страховой рынок. При этом дилеры предлагают более жесткие условия для льготного страхования. А именно повышение ставок. Государство будет субсидировать не 2/3 кредита, а лишь его половину. А также ужесточит требования к заемщикам.
Как сообщил "РГ" первый вице-президент одного из крупнейших дилерских центров Алексей Тузов, за время действия программы государственного автокредитования с июля по декабрь 2013 года было продано 276 640 автомобилей, 80 процентов из которых российской сборки. Результаты программы превысили ожидания правительства на 20 процентов, поэтому с уверенностью можно сказать, что программа помогла авторынку. Причем помогла не только автодилерам, увеличив их объемы продаж, но и производителям, чьи предприятия расположены на территории РФ. Сейчас, когда некоторые заводы приостанавливают работу, правительству страны пора серьезно задуматься о запуске программы.
- Насколько мне известно, сейчас на российском рынке представлено 76 моделей стоимостью до 1 миллиона рублей, производимых на территории страны. Сюда входят не только седаны и хэтчбеки классов "В" и "С2", но также набирающие популярность среди наших соотечественников кроссоверы и несколько моделей, принадлежащих к классу "D". Среди автомобилей, продаваемых в наших дилерских центрах, в этот список, скорее всего, будут включены Nissan Juke, Hyundai ix35, Kia Optima, Kia Sportage и Skoda Yeti в базовых комплектациях.
В том случае, если программа льготного автокредитования не будет запущена в 2014 году, авторынок, конечно, не "встанет" - на продажи автомобилей стоимостью более миллиона рублей, а также на сделки, совершаемые за наличные средства, автокредитование не влияет. Однако падение продаж в сегменте автомобилей, попадающих под действие программы, может увеличиться на 6,5-7 процентов.
- Сейчас потребители с опаской относятся к тому, чтобы брать на себя кредитные обязательства, и предпочитают покупку более дешевых машин за имеющиеся у них наличные средства, - продолжает Алексей Тузов. - Ощущение поддержки со стороны государства прибавит уверенности потенциальным покупателям, а увеличение числа кредитных сделок скажется положительно не только на авторынке, но и на финансовом и страховом рынках в том числе.
Впрочем, мнение дилеров поддерживают не все эксперты. Некоторые считают, что за прошедшие полгода рынок набрал жирок и может выкручиваться самостоятельно. Если бы продажи упали на 20 процентов, то был бы разговор о господдержке. Однако рынок новых автомобилей только начал проваливаться. И насколько глубока будет яма, пока неизвестно. В то же время программу льготного кредитования правительство готово поддержать для грузового и автобусного транспорта. А что будет с легковушками, ответа нет.
Кстати
Вчера стало известно о том, что два инновационных производителя отечественных автомобилей свернули свою деятельность. Кроме того, что закрылся проект народного "Ё-мобиля", так же почти почил проект музыканта, актера и шоумена Николая Фоменко под названием Marrussia. Эта марка участвовала в проекте "Кортеж" по созданию лимузинов для правительства и ряда авто для обычных автомобилистов.
Но еще до конца не известны разработчики "Кортежа", а "Маруся" приказала долго жить. Его авторы пока не комментируют это решение.